Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга в конце года разместил на сайте госзакупок 37 тендеров на ремонт и строительство городских дорог. Заказы размещались с 21 по 29 декабря, но, вопреки закону, помимо суммы контракта, зачастую не содержали никакой другой информации. В некоторых заказах отсутствует даже адрес проведения ремонтных работ. В этой графе чиновники написали универсальное «Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог (в части ремонта трамвайных путей) Санкт-Петербурга в 2013 году».
Сумма самого крупного контракта – 11,44 млрд рублей. За эти деньги в новом году предполагается построить «путепроводную развязку на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом». Помимо контактных данных и общей для всех заказов информации о правилах проведения аукциона, этот тендер не содержит никакой практической информации об объеме и характере работ, которые необходимо будет выполнить. Указано лишь, что минимальный срок выполнения заказа составляет 945 дней, а максимальный – 1264 дня.
Еще до Нового года через сайт госзакупок один из пользователей попросил заказчика предоставить более подробную информацию по одному из проектов. В своем ответе неназванный чиновник сослался на норму закона, согласно которой заказчик вправе вносить изменения в документацию аукциона не позднее, чем за пять дней до срока окончания подачи заявок на участие в нем. В случае публикации подобных изменений срок подачи заявок на участие в тендере должен быть продлен так, чтобы с момента публикации до конца приема заявок прошло не менее 15 дней.
При этом в законе говорится о возможности внести изменения в документацию аукциона, а в данном случае чиновники вообще ничего не опубликовали, и вносить поправки попросту некуда.
«Вне зависимости от причин действия заказчика — это грубейшее нарушение 94-го Федерального закона (№ 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». — «Газета.Ru»), — заявил «Газете.Ru» юрист общественной организации по борьбе с коррупцией «Роспил» Анатолий Шашкин. — Документы должны быть опубликованы сразу. Они действительно имеют право вносить изменения за 15 рабочих дней до аукциона, но в данном случае вносить изменения просто некуда, информации о торгах вообще нет».
С ним согласен глава другого антикоррупционного проекта «Муниципальная пила» Дмитрий Сухарев, по словам которого, основное нарушение в данном случае заключается в том, что заявки на тендеры опубликованы без сопроводительной документации.
«Выложены только общие требования к заявкам, — заявил он «Газете.Ru». – Нет ни технического задания, ни проекта государственного контракта, ни обоснования суммы — ничего».
Сухарев рассказал, что участники проекта уже обжаловали действия чиновников в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). «Мы сегодня отправили в петербургское управление ФАС 32 жалобы, еще несколько жалоб чуть раньше отправили представители «Роспила», - рассказал «Газете.Ru» Дмитрий Сухарев. – После рассмотрения наших заявлений, а на это отводится пять дней, ведомство должно обязать чиновников опубликовать все документы по тендерам и наложить на должностных лиц штраф. В зависимости от нарушения он варьируется от 3 до 50 тысяч рублей».
Глава «Муниципальной пилы» не исключает, что таким образом чиновники, возможно, пытаются способствовать победе в тендере определенных компаний.
«Я предполагаю, что это именно так, — говорит Сухарев. – Это хорошо известная схема, и она работает достаточно давно. Чтобы участвовать в таких контрактах, нужно выделить определенную, порой весьма значительную, сумму в качестве обеспечения заявки, и далеко не все могут найти ее сразу. Во-вторых, проектная документация для участия в тендере готовится достаточно долго, нужно провести переговоры с поставщиками. Я сам работал в строительной сфере и знаю это не понаслышке – 15 дней, которые они оставляют, их недостаточно для решения этих вопросов — это маленький срок».
По его словам, это не первый случай, когда чиновники комитета по развитию транспортной инфраструктуры размещают заявки таким образом. «У них это, видимо, так принято, это далеко не первый случай», — отметил Сухарев.
Анатолий Шашкин также участвовал в подаче жалоб на петербургских чиновников. «Мы свою часть уже отправили, и в ФАС назначили их рассмотрение на 17 января, — заявил он. –
Что касается версий происходящего, то у нас самые разные предположения вплоть до того, что это действительно какая-то хитрая схема, когда документация известна только одной конкретной организации, а от остальных она скрыта до последних чисел, когда уже сложно будет выиграть.
Либо это может быть просто человеческий фактор. Может, у них работает человек, который размещает эти госзаказы, и он привык так делать, потому что у них такая ситуация повторяется при размещении практически всех заказов. Сначала опубликовывается первый том, который не содержит никакой конкретной информации, а спустя какое-то время остальная документация».
Между тем, после того как ситуация попала в поле зрения общественников, городские чиновники начали постепенно выкладывать документы к заказам.
По состоянию на 19.00 вторника у 5 из 37 тендеров появилась сопроводительная документация. Правда, материалы аукциона на право отремонтировать улицу Бадаева, опубликованные во вторник, представлены не в полном объеме, а выложенные файлы не открываются. «То, что они начали выкладывать документы, не отменяет факт нарушения закона, — прокомментировал ситуацию Шашков. – Наши жалобы уже зарегистрированы, и ФАС все равно их рассмотрит и привлечет виновных к ответственности. Что касается причин публикации, то не исключаю, что здесь сыграл фактор привлечения к этой теме общественного внимания».
По телефонам, указанным заказчиками в качестве контактных, в течение всего дня никто не брал трубку. В пресс-службе комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга «Газете.Ru» отказались дать комментарий, сославшись на отсутствие на рабочем месте пресс-секретаря ведомства, попросив перезвонить позже. Однако в дальнейшем по телефону пресс-службы на звонки никто не отвечал.