С новой встречной
Основные нововведения в новом году коснутся части нарушений Правил дорожного движения за выезд на встречную полосу движения. Изначально власти преподносили коррекцию ответственности под соусом смягчения наказания, однако если детально разобраться, то наказание только усугубится, а сама норма станет еще более коррупционноемкой.
Напомним, сейчас за выезд на встречку водителя лишают прав на 4–6 месяцев, а если нарушение зафиксировала автоматическая камера, то ему придет штраф в 5000 рублей.
Теперь за выезд на встречную полосу, если нарушение совершено водителем впервые, вводится дифференциация наказание: это может быть либо штраф в 5000 рублей, либо лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Решение о степени наказания принимает руководитель подразделения ГИБДД.
Замглавы ГИБДД России генерал Владимир Кузин пояснил, что решение будет приниматься в зависимости от обстоятельств нарушения. «То есть начальник ГАИ, если считает, что правонарушение не несет большой общественной опасности, вправе назначить штраф в размере 5000 рублей, — сказал Кузин. — Если это нарушение совершено при более серьезных обстоятельствах, то может направить для рассмотрения судье, и судья уже применяет тот или иной вид наказания – либо назначить штраф, либо назначить санкцию в виде лишения прав».
На вопрос журналиста «Газеты.Ru» о конкретных критериях, по которым глава подразделения ГИБДД будет определять степень наказания, генерал отметил, что гаишник должен руководствоваться смягчающими или отягчающими обстоятельствами. «То есть если при каких-то условиях выезд был запрещен, но он был осуществлен (допустим, выбоина на дороге — водитель вильнул, выехав частью автомобиля на полосу встречного движения, а на встречке вообще не было ни одного транспортного средства, то есть серьезной угрозы движению не создал, но тем не менее формально совершил правонарушение), такие обстоятельства должны учитываться правоприменителем при принятии решения», — сформулировал Владимир Кузин.
Однако из слов замглавы ГИБДД стало ясно, что норма будет сильно коррупционной, потому что всё равно степень нарушения водителя будет на глазок определять гаишник.
«В любой ситуации правонарушение, которое фиксируется должностным лицом, — оно имеет некий элемент субъективности, — согласился Кузин. — Закон не требует по ряду правонарушений подтверждения. Допустим, проезд на запрещающий сигнал светофора фиксируется исключительно глазами инспектора. Да, в данной ситуации можно говорить о субъективизме: одно лицо говорит, что не проезжал, а должностное лицо говорит, что проезжал, но оно облечено властными полномочиями, и ему даны такие права законом».
При этом оснащать всех инспекторов камерами, которые бы могли зафиксировать факт нарушения, не планируется. «Невозможно на каждого инспектора навесить камеру», - ответил на это Кузин. Чтобы не было субъективной оценки, замглавы ГИБДД порекомендовал водителям оснащать машины видеорегистраторами, записи с которых потом можно использовать в суде.
Кроме того, вводится двойное ужесточение наказания для водителей за повторный выезд на встречную полосу.
За рецидив суд будет лишать водителя прав на один год. Считается, что нарушение совершено повторно, если оно произошло в течение года с момента окончания исполнения наказания за первое правонарушение. «То есть лицо уплатило штраф, если с момента оплаты в течение года совершил нарушение, то лишают прав уже на один год, — пояснил норму Владимир Кузин. — Если был лишен прав, то срок повторного нарушения исчисляется с момента возвращения прав. Если на четыре месяца был лишен прав, то через четыре месяца пошел год».
Сохраняются правила фиксации выезда на встречную полосу автоматическими камерами – штраф в 5000 рублей. За повторные нарушения, зафиксированные камерой, также штраф. Однако если повторно водителя остановит инспектор ГИБДД, то уже автоматически вступает в силу лишение прав сроком на один год.
Эксперты считают, что с новой нормой станет только хуже: инспекторы начнут с новой силой шантажировать водителей.
«Нет ничего хуже такой альтернативы, за которой нет четких критериев, — согласился с «Газетой.Ru» лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Водитель попадает еще в большую зависимость от сотрудника ГИБДД, а в конечном счете и от судьи. Было бы логично за первое нарушение только штрафовать. Когда существует альтернативное наказание – это просто беда».
Изменяется также формулировка нормы, которой регламентируется наказание за выезд на встречную полосу при объезде препятствия. Сейчас это нарушение карается штрафом в 1000–1500 рублей, а если автомобилист объезжает то же препятствие по трамвайным путям встречного движения, то за это предусмотрено лишение прав на 4–6 месяцев. С 1 января за объезд препятствия по трамвайным путям будут наказывать только штрафом.
Доверенность переписали в полис ОСАГО
Из КоАП с 1 января исключается норма, предусматривающая ответственность за езду водителя, не являющегося владельцем машины, без рукописной доверенности и при его отсутствии. В середине ноября этого года правительство постановило исключить из ПДД обязанность водителя в случае управления автомобилем в отсутствие его владельца иметь при себе и предъявлять полицейским доверенность.
Однако подтверждением того, что водитель имеет право управлять автомобилем, стал полис ОСАГО, куда должен быть вписан каждый, кто допускается к управлению автомобилем, либо полис должен быть без ограничений (в таком случае его цена может вырасти в полтора-два раза).
В связи с этим в КоАП вносится новая норма: если имя водителя не вписано в полис, то инспектор ГИБДД имеет право снять регистрационные знаки с автомобиля и запретить его эксплуатацию, так же как было раньше при отсутствии рукописной доверенности.
Сейчас за это предусмотрен только штраф в 300 рублей.
«По сути, доверенность и остается, — удивляется Виктор Похмелкин. — При чем тут полис ОСАГО? Это мои отношения с собственником и страховщиком. Можно сделать безлимитный полис, но он дороже. Зачем переплачивать? Раньше доверенность никакой роли не играла, сейчас это возвращение – глупость: это не то нарушение, за которое нужно снимать номера. Наказывают водителя за формальность».
Кроме того, рукописная доверенность все равно потребуется в ситуации, если не владелец автомобиля забирает его со штрафстоянки или осуществляет с ним регистрационные действия. Кроме того, потребуется нотариально заверенная доверенность в случае выезда за рубеж. Исключения составят страны таможенного союза – Белоруссия, где доверенность была отменена еще несколько лет назад, а также Казахстан, где будет достаточно обычной рукописной формы, подтверждающей право управления.