В воскресенье, около полудня, на Пионерской площади стали собираться петербуржцы, недовольные ходом расследования дела о гибели 37-летнего Григория Кочнева, скончавшегося 17 декабря на Кольцевой автодороге от ножевых ранений при странных обстоятельствах. Петербургское управление СКР выдвинуло <1>версию, что Кочнев, попавший в ДТП, пять раз ударил себя ножом в сердце. Родные и знакомые погибшего считают, что к его смерти могут быть причастны дагестанцы или сотрудники УФСИН, подстроившие ДТП.
За подходящими гражданами внимательно наблюдали около 300 омоновцев и сотрудников ППС, площадь по периметру окружили десятками полицейских автозаков и автобусов. ОМОН кучковался у наряженной елки, под скорбным взглядом припорошенного памятника Грибоедову.
«Я пришел, чтобы услышать обещанное мнение представителей Следственного комитета», — сказал «Газете.Ru» бородатый мужчина в пуховике, — Об этом деле я узнал из интернета, ни в какой организации я не состою, пришел просто как неравнодушный гражданин».
Мероприятие согласовано не было. Все участники акции были без плакатов и мегафонов, не выкрикивали никаких лозунгов.
Почти все говорили, что узнали о гибели Кочнева из соцсетей и не верят в версию о самоубийстве.
Ответственный за общественный порядок подполковник Кочергин заявил собравшимся, что они не имеют права проводить акцию, поскольку у них нет разрешения из Смольного. «Данное собрание подпадает под закон о митингах и шествиях. Если оно будет проводиться, мы будем проводить задержания», — предупредил полицейский.
«А что вы называете собранием? У нас народный сход. Выходной день, можем гулять, где хотим», — отвечали ему. «Давайте хоровод вокруг елки поводим», — предложил энтузиаст в синей куртке. От этой идеи отказались.
Подполковника тем временем сменил чин помладше, каждые две минуты выкрикивавший в мегафон: «Граждане, в случае участия в несанкционированной акции вы будете задержаны».
Большого впечатления на собравшихся это не производило, они горячо обсуждали обстоятельства дела Кочнева. «Как это так? Они говорят, человек сам себе нанес несколько ударов в сердце! Без мата говорить об этом не могу!» — возмущался молодой парень.
Пришли родственники погибшего — жена, сестра, отец, брат, шурин… Они надеялись увидеть представителей СКР.
Однако следствие на площади так и не появилось. Родных Григория Кочнева немедленно окружили журналисты. «У нас много вопросов к следствию, — сказала корреспонденту «Газеты.Ru» Наталья Климина, сестра погибшего. — Гриша был спокойным человеком, рассудительным, он никогда бы не совершил самоубийства».
«Вместо того чтобы ответить на наши вопросы, они пригнали на площадь ОМОН. Не дают людям собраться, народ пришел узнать правду, а его разгоняют», — удивлялась Екатерина Кочнева, вдова погибшего.
Поняв, что представители следствия на Пионерскую площадь уже не явятся, родственники решили сами ехать на набережную Мойки, к зданию Следственного управления СКР по Петербургу.
Появились националисты. Лидер движения «Национальные демократы» Дмитрий Сухоруков предложил вместе с родными Кочнева автоколонной отправиться к следователям. Многие поддержали эту идею. Однако тут вмешался ОМОН, приступивший к разгону митинга. Полицейские действовали жестко, но без особого рвения. Плотным кольцом они окружили основную группу участников народного схода и принялись выдергивать самых активных, отводя их в автозаки. Граждане особо не протестовали и не упирались, кроме нескольких мужчин. Один кричал, что его похищают неизвестные люди в форме. Другой требовал, чтобы сотрудники полиции представились. Всего, по данным ГУ МВД, в отделы полиции доставили около 60 человек.
В числе задержанных оказался и родной брат погибшего Дмитрий Кочнев.
Других близких родственников полиция не тронула, а даже помогла с транспортом, когда оказалось, что им не на чем добраться до Следственного управления: почти все водители, приехавшие на акцию, оказались задержаны. Полицейские решили отвезти родных на служебных автомобилях. В итоге до здания СКР на набережной Мойки добрались только родственники на машинах с мигалками и несколько журналистов. Внутрь пропустили лишь вдову. «Пришел следователь, дал команду пропустить только жену», — пояснили полицейские родным.
«До этого момента никто из СКР нам не звонил, никуда не приглашали и с нами не общались. Сейчас сказали, что пропустят всех родственников, и не пускают», — сказала расстроенная сестра Григория Кочнева.
Пока родственники мерзли перед закрытыми дверьми следственного управления, корреспондент «Газеты.Ru» пообщался с отцом погибшего. «Выдавать его за дурачка, который сам себе нанес удар, — это абсурдная версия… — заявил Николай Кочнев, —
Крепкий, здоровый, сильный из-за мелкой аварии будет себя убивать? Он был на последнем курсе Брянского института, учился на юриста, работал в метро инкассатором, в службе по сбору денег, общительный был, двое детей.
Но с профессиональной деятельностью это никак не связано, исключено». Кочнев полагает, что за сыном долгое время следили, а ДТП на КАД устроили искусственно, чтобы заблокировать его джип. «Ехала машина перед ним по третьему ряду и резко затормозила, — рассказал Николай Кочнев, — Гриша на «Ленд Крузере» не мог так резко затормозить и отвернуть не мог. Он въехал в нее. А там сидит управленец УФСИН, подполковник СИЗО из Горелово. И два абрека тут появились на другой машине («десятка» с дагестанскими номерами. — «Газета.Ru»), его ножами порезали. Они два месяца за ним следили, два месяца находились здесь: их специально вызвали, они чем-то обязаны этому ФСИН».
По данным «Газеты.Ru», Григорий Кочнев врезался в микроавтобус марки Hyundai, принадлежащий Алексею Зонову, заместителю начальника по тылу СИЗО № 6 (поселок Горелово). Как сообщили родственники, Григорий Кочнев отсидел в этом СИЗО семь с половиной месяцев. Туда он попал по обвинению в незаконном обороте наркотиков. Вышел летом этого года.
Его отец объясняет это нелепой случайностью. «Я как-то вечером подвозил одного товарища, он оказался наркоманом, оставил что-то в машине, — рассказал Николай Кочнев. — А утром сын сел за руль, его остановили, нашли в машине наркотики… Поэтому Гриша попал в СИЗО случайно, но он никогда не говорил, что у него там какие-то проблемы, вел он себя лояльно. Может, что-то там и было. Может, какие-то условия были ему поставлены и за невыполнение этих условий…»
Вдова общалась со следователем около часа. Из здания СКР она вышла бледная и уставшая.
«Завтра я, как потерпевшая, буду введена в курс дела, — сказала Екатерина Кочнева, — Сегодня следователь ничего конкретного не сказал. Только, что хочет помочь. Все свидетели находятся сейчас в поле зрения органов, в Петербурге. Одежда у них была изъята в день аварии, будет экспертиза проводиться, следственный эксперимент. Кому принадлежит нож, мне пока не сказали. Мы просим помочь: кто-то видел что-то, машин проезжало много — хотя бы анонимно пусть люди скинут записи с регистратора…»
Не исключено, что воскресная акция в поддержку справедливого расследования гибели Григория Кочнева не будет последней. 25 декабря исполняется 9 дней с момента его смерти. По православной традиции в этот день поминают новопреставленного и молятся за его душу. Поэтому в сети предлагают провести 25 декабря еще одну акцию.
Напомним, в пятницу петербургское управление СКР возбудило уголовное дело по статье «Убийство» по факту гибели 37-летнего петербуржца Григория Кочнева. 17 декабря на своей Toyota Land Cruiser он попал в небольшое ДТП на КАД (трасса А-118), столкнувшись с микроавтобусом Hyundai, принадлежащим сотруднику УФСИН. По первоначальной версии СКР, основанной на показаниях свидетелей, Кочнев выскочил из салона, стал бить ногами Hyundai, бросаться под другие проезжающие машины, а затем неожиданно выхватил нож и начал наносить себе удары в грудь. Он скончался до прибытия «скорой». В деле фигурирует и остановившаяся на месте ДТП «десятка» с дагестанскими номерами. Водитель и пассажир этой машины также проходят свидетелями.
«Из материалов проверки следует, что около 15 часов 48 минут 17 декабря 2012 года на 63-м км автодороги А-118, в Красносельском районе, произошло дорожно-транспортное происшествие, — сообщил официальный сайт СКР. — Через некоторое время 37-летний водитель автомобиля Toyota Land Cruiser нанес себе несколько ударов ножом в грудь, после чего упал на водительское сидение данного автомобиля».
Версия о самоубийстве была основной вплоть до пятницы — до окончания доследственной проверки.
Впрочем возбуждение дела по статье «Убийство» не означает, что следователи полностью исключили суицид.
«Просто в рамках этого уголовного дела у следователя появляется больше полномочий, чтобы обстоятельно разобраться в произошедшем»,— пояснил «Газете.Ru» представитель петербургского управления СКР Сергей Капитонов. По словам Капитонова, в деле пока нет ни задержанных, ни подозреваемых, только свидетели.
Позднее в деле появился свидетель по имени Андрей. Он заявил в полиции, что проезжал по КАД около 15 часов 17 декабря. В третьем ряду увидел стоявшую Toyota, к задней двери которой двое мужчин лет 25—30, кавказской наружности, прижали высокого человека, лицо которого было в крови. Мужчина практически не сопротивлялся. Когда один из нападавших ударил его, он даже не попытался закрыться. Андрей сообщил об этом полиции. В это время рядом стали останавливаться другие машины. Один из нападавших на высокого мужчину стал оттаскивать своего напарника за рукав.
Гибель Григория Кочнева всколыхнула весь рунет. Пользователи активно обсуждают смерть петербуржца на форумах, в социальных сетях создаются группы поддержки. Основная мысль – в гибели Кочнева якобы виноваты кавказцы, а сотрудники УФСИН их покрывают. «На КАДе, в ходе разборки после незначительного ДТП убили Кочнева Григория Николаевича, — говорится в одной из соцсетей. — Пять ножевых ударов в грудь, из них три в область сердца. Ему было только 37 лет, осталась вдова с двумя маленькими детьми. Полицейские делают всё, чтобы закрыть материал проверки — их официальная версия о том, что Гриша якобы внезапно сошёл с ума и покончил с собой, нанеся себе удары ножом сам. Абсурдность полицейской версии её авторов не смущает».