Зима в Сочи теплая и дождливая. В декабре здесь температура редко опускается ниже 10 градусов. На фоне осенних пейзажей растут пальмы. Снега пока нет даже в горах. При этом весь город украшают новогодние елки, а рядом с пляжами в магазинчиках на одном стенде с купальниками продаются елочные игрушки. Сочи живет предстоящей Олимпиадой. По всему городу развешана олимпийская символика, витрины пестрят сувенирными кепками и футболками. На въезде в город на развязке «Адлерское кольцо», построенной специально к 2014 году, стоят пять огромных колец, стилизованных под олимпийскую эмблему. Каждое кольцо достигает в высоту 18 метров, облицовано алюминиевыми панелями с выгравированным названием континента.
Впрочем, жители города неоднозначно воспринимают предстоящую Олимпиаду. «Как можно проводить зимнюю Олимпиаду в субтропиках? – удивляется местный таксист. – Это все равно что на Чукотке провести летнюю Олимпиаду». «Жители очень негативно настроены к негативным проявлениям: строительство, грязь, шум, пыль, огромные фуры по всему городу, — передает настроение сочинцев главный редактор блога BlogSochi.ru Александр Валов. – Олимпийской инфраструктуры не было, и ее создают фактически с нуля».
Действительно, город сейчас похож на огромную строительную площадку. Возведенные каркасы гостиниц, стадионов, башенные краны, рычание грейдеров и экскаваторов, повсюду развернуты дорожные работы. Сочи практически полностью парализован пробками, поэтому ключевым этапом в подготовке к Олимпиаде стало развитие транспортной инфраструктуры города. Федеральной стройкой заведует ФКУ дирекция по строительству дорог «Черноморье», подведомственная Росавтодору. Всего до 2014 года федеральные дорожники должны успеть построить 41,6 километра новых трасс и довести протяженность транспортных артерий Сочи до 222,6 км. За четыре года дорожники успели освоить 135 млрд рублей из выделенных им 162 млрд.
Коллапс Курортного проспекта
По количеству автомобилей на душу населения Сочи обгоняет Москву: на тысячу человек здесь 419 машин, тогда как в Москве – 360. При этом в городе есть, по сути, единственная крупная дорога – Курортный проспект, который на 10 километров протягивается вдоль по побережью через весь город. Дорога имеет всего три полосы движения. При этом в проспект вливается четырехполосная трасса М-27, создавая таким образом эффект бутылочного горлышка. Причем регулярно единственную транспортную артерию города перекрывают для проезда высокопоставленных чиновников. Вместе с тем, в Сочи очень слабо развит общественный транспорт. За редким исключением можно увидеть маршрутку или небольшой автобус, которые вместе с остальным потоком простаивают в пробках.
Многие жители города возлагают надежды на строительство ключевого инфраструктурного объекта, который может спасти город от пробок – это дублер Курортного проспекта (протяженность 16,3 км), а также обходной дороги вокруг Сочи (протяженность 17,1 км), первая часть которой была построена еще 2001 году. Маршрут дублера проходит от реки Агура до реки Псахе через всю центральную часть города Сочи, при этом первый этап существующей дороги-обхода будет включен в первую очередь дублера Курортного проспекта. Таким образом две параллельные дороги, проходящие по эстакадам и туннелям, на всем протяжении образуют единую четырехполосную трассу I категории и имеют по две полосы в каждом направлении. Ширина одной дороги – 10,5 м. Первые участки чиновники обещают открыть для общего пользования в 20-х числах декабря этого года. Власти рассчитывают, что дублер и объезд парализованного Курортного проспекта существенно разгрузят город. «Это жизненно необходимый объект для города, и он избавит его от пробок», — уверен Валов. Однако далеко не все жители верят в успех проекта. Одни считают, что дублер будут постоянно перекрывать для проезда кортежей чиновников, другие настаивают, что пробки образуются из-за бутылочных горлышек на Курортном проспекте.
Сейчас въезд на новый дублер огораживают полимерные красно-белые блоки, сразу за которыми стоит пост охраны. Сам дублер заметно отличается от испещренного ямами и с кривой разметкой Курортного проспекта. Новая дорога в нескольких десятках метрах парит над землей – трасса построена на возвышении и стоит на сейсмоустойчивых железобетонных опорах. Маршрут проложен через скалистую местность, поэтому на пути дороги строители прорубили восемь парных тоннелей общей протяженностью 5 километров. В тоннелях есть бледно-белый свет — здесь применяется светодиодное освещение. Сама дорога сейчас в идеальном состоянии: ровный гладкий асфальт, мягкие деформационные швы, металлические отбойники, закругленные световые опоры, которые, как настольные лампы, нависают над дорогой. По трассе уже расставлены дорожные знаки. Разрешенная скорость здесь предварительно будет 90 км/ч (расчетная скорость 120 км/ч).
Осадка дневной поверхности земли
Серьезная проблема, с которой в ходе строительства столкнулись скорее местные жители, нежели чиновники, это — регулярная просадка грунта. Так, 22 ноября этого года в результате обрушения свода тоннеля в районе Лысой горы образовалась воронка глубиной более 15 метров. Аналогичный инцидент произошел годом ранее на одном из переулков в районе Виноградной улицы, где так же произошел обвал дорожного полотна. Сами дорожники называют это явление научным термином «осадка дневной поверхности земли» (см. фото).
Многие местные жители опасаются, что в любой момент их дом может уйти под землю. Так, сочинский предприниматель Ольга Берген рассказывает, что сложная ситуация наблюдается на горе Батарейка на улицах Пионерская, Верещагина и Мичурина. На подъеме к трехэтажному розовому особняку, где живет 19 членов семьи Берген, узкая извилистая асфальтированная дорожка рассыпается на глазах – жители своими силами несколько раз в год восстанавливают покрытие. Здесь дорожники прорубают один из тоннелей нового дублера. Не исключено, что в результате строительства земля начала сползать вниз, а в районе домов образуются обвалы. Одну из таких ям возле дома Берген заделали бетоном, однако земля продолжает сползать вниз. «У нас был геологический мониторинг, и специалисты сказали, что состояние полотна ужасное, — говорит Ольга Берген. — Подпорных стен нет, работ по укреплению не проводится, обвал виден визуально, широкие щели. Ситуация патовая – мы обращаемся, реакции нет».
В Росавтодоре признают наличие проблем. В официальном сообщении ведомство просит прощения у жителей города «за те неудобства, которые им причинила столь масштабная строительная площадка, разместившаяся порой прямо во дворах, под окнами жилых домов и офисов, наличие огромного количества шумной строительной техники, большое количество привлеченной рабочей силы со всех уголков страны».
Олимпийские переселенцы
Главное препятствие, с которым столкнулись чиновники при олимпийском строительстве, — это дома местных жителей, построенные в местах, где запланированы олимпийские объекты. Чтобы снести постройки, часть жителей власти переселили в пять небольших поселков, где взамен их домам выдавали новые. Другим предлагали деньги за недвижимость по среднерыночной цене, уверяют чиновники. Некоторых жителей сумма эта не устраивала, после чего олимпийский департамент начинал длительные судебные тяжбы с частниками.
Один из последних очагов сопротивления остался на горе Батарейка. Владелец недостроенного двухэтажного дома запросил слишком высокую, по мнению властей, сумму. По словам главы Росавтодора Романа Старовойта, за эту сумму можно купить дом на Рублевке в Москве, правда, точную цифру чиновник так и не назвал. При этом дом упорного владельца, по мнению чиновников, возведен с нарушениями. Теперь здесь на пути, где должен начать прокладываться очередной тоннель, возвышается серый недостроенный каркас здания. Олимпийский департамент решил не выплачивать частнику запрошенную сумму и подал к нему иск в суд. Тяжба длится уже второй год.
«Переселенческие вопросы очень сильный негатив вызывают, — рассказывает Александр Валов. — Жителям предлагают, как правило, очень низкие компенсации. До двух млн рублей за сотку – это потолок. Эти цены далеки от рыночных, и за эти деньги нельзя купить даже квартиру».
Однако чиновники в беседах не под запись выражают уверенность, что строительство закончат в срок – слишком важный репутационный проект. Скорее всего, владельца дома на Батарейке ждет судьба семьи Хлыстовых, на которую обратили внимание даже в организации Human Rights Watch. 19 сентября этого года судебные приставы выселили шесть членов семьи Хлыстовых, в том числе двух малолетних детей, из их дома, а недвижимость была изъята под олимпийское строительство без компенсации. Чиновники настаивали, что семья Хлыстовых незаконно построила дом, и добились в суде решения о сносе недвижимости. После этого дом на глазах семьи снесли.
«Возникает угроза возможного срыва, — подтвердил «Газете.Ru» источник в Росавтодоре. — По олимпийскому графику должны закончить строительство всех объектов в декабре следующего года. Рассчитывали закончить на полтора месяца раньше — этого с нетерпением ждут жители города. В попытке сэкономить федеральные деньги, которые никоим образом не отражаются на благополучии городского и краевого бюджета, затягивание процедуры землеотвода приводит к тому, что подрядчики несут убытки, связанные с простоем техники и последующим уплотнением графика и привлечением дополнительной рабочей силы».
«В конце года будет инвентаризация того, что сделано, и из-за чего тормозится строительство, после чего будут сделаны соответствующие оргвыводы», — поясняет источник в дорожном ведомстве.
«Может быть не просто задержка, — заключает Валов. — Если через полгода не разберутся, то это срыв всех олимпийских графиков, и не дай бог, произойдет еще обвал грунта».