Совместное предприятие получило название Alliance Rostec Auto BV. Председателем совета директоров СП станет глава Renault-Nissan Карлос Гон.
Кроме Гона в совет войдут три представителя от альянса Renault-Nissan: Доминик Торманн, финансовый директор Renault, Джозеф Питер, финансовый директор Nissan, Брюно Анселэн, старший вице-президент Renault и операционный директор региона Евразия; а также два представителя от ГК «Ростехнологии»: Сергей Чемезов, генеральный директор ГК «Ростехнологии», и Игорь Завьялов, заместитель генерального директора ГК «Ростехнологии».
Фактически новое СП зарегистрировано в Голландии. Когда участников пресс-конференции спросили, чем обоснован такой выбор, то Карлос Гон объяснил, что юридическое лицо, управляющее альянсом Renault-Nissan, также зарегистрировано в Голландии, а Сергей Чемезов добавил, что «юристы так посоветовали».
В рамках соглашения совет директоров «АвтоВАЗа» будет расширен с 12 до 15 членов. Со стороны альянса Renault-Nissan в него войдут 8 представителей, кандидатуры которых должно одобрить внеочередное собрание акционеров «АвтоВАЗа». Оно состоится 12 февраля 2013 года. Сергей Чемезов останется председателем совета директоров «АвтоВАЗа», чередуясь на этом посту с Карлосом Гоном в качестве заместителя председателя совета директоров с июня 2013 года. Тем не менее Карлос Гон подчеркнул, что «АвтоВАЗ» сохранит самостоятельность в принятии решений.
«Сегодняшнее историческое соглашение — это уникальная сделка, которая выгодна для всех трех брендов — Renault, Nissan и Lada — и станет новым этапом успешного сотрудничества, — заявил Карлос Гон. — Совместное предприятие ускорит наше развитие в России и будет способствовать конкурентоспособности «АвтоВАЗа», лидера российской автопромышленности».
Отвечая на вопросы журналистов, Карлос Гон подчеркнул, что в России маловероятен европейский сценарий, когда образуется переизбыток производственных мощностей, которые впоследствии приходится закрывать. В такой ситуации в 2012 году оказались компании Ford, Peugeot и Opel.
Глава альянса Renault-Nissan считает, что проблема автоиндустрии Европы заключается в том, что местные компании производят массу автомобилей для других рынков, которые необходимо реализовывать, а российская промышленность выпускает автомобили в основном для внутреннего рынка и с трудностями перенасыщения столкнуться она не может.
Согласно условиям сделки, Renault-Nissan инвестирует в СП 23 млрд рублей. Благодаря этим вложениям Renault-Nissan получит 67,13% капитала совместного предприятия к середине 2014 года. После этого СП будет владеть 74,5% акций «АвтоВАЗа». Renault инвестирует в СП около 11,3 млрд рублей из расчета получить 50,1% совместного предприятия к июню 2014 года. Nissan вложит 11,7 млрд рублей и рассчитывает получить 17,03% СП к 2013 году. В тот же период ГК «Ростехнологии» получит 32,87% совместного предприятия. Кроме того, в обмен на инвестиции госкорпорация реструктурирует текущие долги «АвтоВАЗа».
Альянс Renault-Nissan впервые приобрел акции «АвтоВАЗа» в 2008 году, тогда объем покупки составил 25%. В 2010 году руководитель альянса Карлос Гон заявил о намерении увеличить долю в «АвтоВАЗе», но с тех пор эти планы пришлось несколько раз скорректировать.
Кроме подписания соглашения о создании СП для управления «АвтоВАЗом» представители Nissan договорились с российской автокомпанией о разработке и производстве бюджетных автомобилей под возрожденной маркой Datsun, которые будут созданы на платформе АвтоВАЗа-2190 (на ней также базируются модели Lada Granta и Kalina).
Японская марка Datsun существовала с 1931-го по 1983 год, когда была окончательно поглощена Nissan. Компания была особенно активна на рынке США и выпускала преимущественно бюджетные автомобили, но в модельном ряду марки также был популярный родстер Fairlady и спортивное купе 240Z.
Помимо этого в рамках сотрудничества между «АвтоВАЗом» и альянсом Renault-Nissan на новой производственной линии завода российской марки в Тольятти началась сборка седана Nissan Almera, а во второй половине следующего года стартует выпуск нового поколения Renault Logan.
Ранее новости о скором подписании сделки по созданию СП для управления «АвтоВАЗом» спровоцировали рост акций российского автопроизводителя: ценные бумаги подорожали почти на 10%, но несколько дней спустя упали в цене на 8%.
Создание СП для управления «АвтоВАЗом» в большей степени является спасительной мерой, которая обеспечит дальнейшее существование компании, уверен директор по развитию портала auto-dealer.ru Олег Дацкив. «Это просто вопрос выживания «АвтоВАЗа», — сказал Олег Дацкив. — Если бы не совместный концерн, который начал формироваться еще в 2008 году и сейчас превратился в полноценное совместное предприятие с большинством у французско-японской стороны, то другого пути у «АвтоВАЗа» бы не было, это гибель. Они их спасли, это последняя ступенька, даже не последний вагон», — рассказал эксперт.
Кроме того, специалист добавил, что таким образом «АвтоВАЗ» сможет успешно продолжить уже начатый процесс интеграции в мировой автопром. «Renault очень сильно в сегменте бюджетных автомобилей. Успех Logan, Sandero, Duster — это все бестселлеры на постсоветском пространстве. Уникальный бюджетный продукт. У Renault помимо рынка Франции плохо продаются более дорогие модели, например, Megane, но в недорогом сегменте у Renault нет конкурентов. Они отдадут «АвтоВАЗу» платформу, технологии, опыт, маркетинг, продвижение — не надо будет тратить на это миллиарды».
«Продукция «АвтоВАЗа» специфична, с точки зрения современности она, наверное, уступает мировым брендам. С точки зрения комфорта, безопасности, надежности — тоже, но в РФ дешевле обойдется только «китаец», который страдает от тех же проблем, либо UzDaewoo, чьи машины морально устарели. Другого нового автомобиля за те суммы, которые просит «АвтоВАЗа», попросту нет. Если нужна новая машина за 300 или чуть больше тысяч рублей, то «АвтоВАЗ» — единственный вариант. Да, есть недостатки, но в РФ такой спрос», — пояснил эксперт.