Поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) еще в феврале этого года внес в парламент первый замглавы комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков. В июле документ был принят в первом чтении, после чего в него был внесен ряд существенных поправок.
В частности, в первоначальном варианте предусматривалось, что если водитель впервые выезжает на встречную полосу или на трамвайные пути встречного направления, то за это нарушение вместо действующей нормы в виде лишения прав на 4–6 месяцев предусматривается лишь штраф в 5 тыс. рублей.
«Я посоветовался с экспертами и внес поправки в текст документа, — заявил «Газете.Ru» Лысаков. — Все-таки встречка встречке рознь.
Кто-то мог случайно оказаться там ненадолго, а если человек внаглую выехал, представляет серьезную опасность для других, то несправедливо за это только штрафовать, нужны более жесткие меры. В любом случае меру ответственности будет определять суд».
По словам депутата, он часто общается с судьями и убедился, что смягчение наказания необходимо. «Они рассказывают, что часто бывают ситуации, что нельзя было не заехать на встречную, опасности там никакой не было, и при этом у человека маленькие дети или больные родственники и без машины ему никак, — поясняет свою позицию Лысаков. — Сейчас приходится всех лишать прав, а теперь судья получил возможность учитывать конкретную личность человека или обстоятельства нарушения».
Помимо этого в связи с новыми поправками в КоАП суд будет лишать водительских прав на один год за повторный выезд на встречную полосу, а также за езду по дороге с односторонним движением во встречном направлении.
Если нарушение зафиксировала автоматическая камера, то сохраняется, как и сейчас, только штраф в 5 тыс. рублей.
Также в принятом законопроекте изменяется формулировка ст. 12.15 КоАП, в которой регламентируется наказание за выезд на встречную полосу при объезде препятствия. Сейчас это нарушение, согласно п. 3 данной статьи, карается штрафом в 1000–1500 рублей, а если автомобилист объезжает то же препятствие по трамвайным путям встречного движения (п. 4), то за это предусмотрено лишение прав на 4–6 месяцев. Лысаков предложил перенести последнее нарушение в п. 3 и также наказывать лишь штрафом.
Кроме того, из КоАП с 1 января исключается норма, предусматривающая ответственность за езду водителя, не являющегося владельцем машины без рукописной доверенности и при его отсутствии. В середине ноября правительство постановило исключить из пункта 2.1.1 ПДД РФ обязанность водителя в случае управления автомобилем в отсутствие его владельца иметь при себе и предъявлять полицейским доверенность.
После принятия законопроекта в третьем чтении его должны утвердить Совет федерации и президент России. Ожидается, что это произойдет в ближайшее время.
Новые поправки, которые должны вступить в силу с 1 января 2013 года, «Газете.Ru» прокомментировал президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. «Что касается выезда на встречную полосу, то это сейчас одно из самых распространенных нарушений, и для сотрудников ГИБДД это настоящая кормушка, — заявил он. —
У нас уже нечто подобное есть – въезд под «кирпич» на дорогу с односторонним движением наказывается или лишением прав, или штрафом в 5 тыс. И такой расклад уже неплохо себя зарекомендовал».
Комментируя новую норму КоАП о лишении прав на год за повторный выезд на встречку, Травин отметил, что в целом эта инициатива правильная, но с существенной оговоркой — ее нужно было принимать только после того, как четко было бы прописано само понятие выезда на встречную полосу. «Проблема в том, что выезд на встречную полосу четко прописан в ПДД, но Верховный суд РФ от себя добавил еще несколько новых ситуаций, когда действия водителя классифицируются как выезд на встречку, — отмечает эксперт. – К примеру, выехал человек на встречную для обгона там, где можно, а вернуться на свою полосу по какой-то причине не успел, и был вынужден пересечь уже две сплошные.
У меня есть масса решений судов, которые говорят, что это выезд на встречную полосу, и не меньше, говорящих о том, что это съезд с нее. А съезд у нас никак не карается.
Здесь нужна единая и однозначная трактовка, но ВС пока все никак не определится на этот счет».
Травин с оговоркой поддержал и инициативу о введении штрафа вместо лишения прав за объезд препятствия по трамвайным путям встречного движения. «Это правильно, но тут есть важный нюанс – у нас очень размыто само понятие препятствие, — объясняет эксперт. — В понимании разных сотрудников ГИБДД препятствия — это совершенно разные объекты. Для кого-то это разлитое на дороге масло, для другого — гвоздь, для третьего это сломанный автомобиль со знаком аварийной остановки.
Единого понимания, что такое препятствие, которое можно объехать по встречной полосе, нет, а без этого принятая поправка работать не будет.
Потому что сотрудник ГИБДД для выполнения плана по штрафам всегда может сказать, что то, что вы объехали, препятствием на самом деле не является, а значит, это был обычный выезд на встречную полосу».