В своей законодательной инициативе глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая предлагает ввести в Уголовный кодекс новую статью 264 прим. 1, которая будет карать за сам факт езды в пьяном виде. Правда, наказывать за это будут не всех, а только тех, кто уже лишен водительских прав за управление машиной в нетрезвом состоянии. Наказывать за это планируется штрафом в 200 тысяч рублей «или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев». «Мы предлагаем решения вопросов, которые касаются защиты жизни и здоровья граждан, которые носят обостренный общественно-опасный характер», — прокомментировала «Газете.Ru» свою инициативу Яровая.
Также Яровая предлагает установить более жесткую ответственность для пьяных водителей, ставших виновниками ДТП с человеческими жертвами.
В случае гибели одного человека пьяный водитель, по ее мнению, должен быть лишен свободы на срок от 2 до 10 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет (сейчас по ч. 4 ст. 264 УК РФ предусматривается наказание до 7 лет лишения свободы. — «Газета.Ru»), а если жертв было несколько — от 5 до 15 лет с лишением права управления автомобилем на срок до трех лет (сейчас ч. 6 ст. 264 УК РФ предусматривает наказание 9 лет лишения свободы).
Кроме того, Яровая предлагает исключить из ч. 6 ст. 264 (гибель в ДТП двух и более лиц по вине нетрезвого) возможность наказания в виде принудительных работ, которая имеется в действующей редакции.
Глава комитета по безопасности предлагает внести поправки и в Кодекс об административных нарушениях (КоАП). В частности, изменить текст ст. 12.8, которая сейчас регламентирует ответственность для пьяных водителей и тех, кто передает им управление своим автомобилем. За езду в пьяном виде (п. 1 ст. 12.8 КоАП) сейчас полагается лишение прав на срок от полутора до двух лет. Яровая предлагает дополнить этот пункт штрафом в 50 тысяч рублей. Штраф в 10 тысяч рублей и лишение прав на срок от полутора до двух лет предлагается для тех, кто передает управление автомобилем нетрезвым водителям (п. 2 ст. 12.8). Сейчас для таких граждан штраф не предусмотрен. Также предлагается в шесть раз — до 30 тысяч рублей — увеличить штраф для пьяных водителей, не имеющих права управлять транспортными средствами. Стоит отметить, что штраф за данное нарушение взимается с тех, кто не может быть подвергнут административному аресту на срок до 15 суток. Именно арест является основным наказанием за нарушение п. 3 ст. 12.8.
Примечательно, что предлагаемая Яровой новая статья УК, по сути, будет частично дублировать п. 4 ст. 12.8 КоАП, который регламентирует ответственность за повторное управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
Сейчас по КоАП за это предусмотрено лишение прав на срок три года. Яровая ко всему прочему предлагает добавить к этому штраф в 50 тысяч рублей. Таким образом, теоретически уже лишенного прав за нетрезвую езду водителя, вновь попавшегося на этом нарушении, ждет как уголовная, так и административная ответственность.
Кроме того, депутат хочет внести изменения в ст. 12.26.(невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения). Помимо действующего уже сейчас наказания в виде лишения прав на срок от полутора до двух лет (п. 1) и ареста до 15 суток с возможностью его замены на штраф в пять тысяч рублей (п. 2) она предлагает ввести штраф в 10 тысяч рублей (п. 1) и поднять существующий штраф до 15 тысяч рублей (п. 2).
Одним из существенных новшеств законопроекта Яровой является предложение вести обязательную видеосъемку процесса освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения.
«Законопроектом предусматривается мера призванная обеспечить дополнительные гарантии прав привлекаемых к административной ответственности, а именно установление обязанности использования специальных технических средств, имеющих функции киносъемки и (или) видеозаписи, при проведении процедур освидетельствования на состояние опьянения и при подтверждении необходимости применения таких мер обеспечения, как отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения», — говорится в пояснительной записке к документу.
О необходимости существенного ужесточения наказания для пьяных водителей власти заговорили этой осенью, когда произошло несколько крупных аварий с их участием. В конце ноября премьер-министр Дмитрий Медведев предложил ввести штрафы до 500 тысяч рублей за езду в пьяном виде. Во время своего последнего телеинтервью в минувшую пятницу он, правда, оговорился, что штраф может быть и меньше 500 тысяч, «но он должен быть весомым».
Стоит отметить, что предлагаемые Яровой поправки мягче тех, что этой осенью внес в Госдуму депутат Вячеслав Лысаков.
Именно вокруг инициированного им законопроекта, в котором предусмотрено более жесткое наказание для пьяных водителей и более высокие штрафы для них, в последнее время развернулась оживленная дискуссия, в том числе с участием премьера. Глава правительства (а также сама Яровая) категорически не согласен с ключевой инициативой, которую предлагает Лысаков, а именно с отменой действующего сейчас так называемого нулевого промилле, когда пьяным признается автомобилист с любым содержанием алкоголя. Медведев настаивает на сохранении действующей нормы. Лысаков, опираясь на многочисленные заключения врачей и экспертов, говорит о необходимости возвращения максимально допустимого порога содержания алкоголя в крови на уровне 0,2 промилле.
Сам Лысаков в беседе с «Газетой.Ru» не стал скрывать своего скептического отношения к законопроекту Ирины Яровой. «Он меня не особо волнует, — заявил он «Газете.Ru». — Насколько я знаю, этот документ, в целом почти не отличающийся от моего законопроекта, был подготовлен и внесен в спешном порядке и, по сути, мало чем отличается от моего».
В понедельник вечером, как стало известно «Газете.Ru», российское правительство дало положительный отзыв на законопроект Яровой, и после получения аналогичного отзыва от Верховного суда он может быть рассмотрен Госдумой РФ.
Сама Яровая подтвердила «Газете.Ru», что её законопроект уже ожидает отзыва ВС и правительства. «Находится на отзыве, поэтому рассмотрение будет в соответствии с регламентом», — сказала депутат.
«Наш закон, предусматривающий, по сути, аналогичные поправки, лежит в правительстве без движения уже почти два месяца, — сетует Лысаков. — Они должны утвердить отзыв, который готовило МВД. Я знаю, что сам отзыв в целом положительный, но мои многократные попытки уточнить судьбу законопроекта успехом не увенчались. Сегодня я тоже разговаривал с аппаратом правительства и просил их скорее дать ответ, но вместо этого они всего за один день дали положительный отзыв на инициативу Яровой».
Комментируя новый законопроект, Лысаков напомнил коллеге, что лишь 6,8% ДТП происходят по вине пьяных водителей, а остальные аварии вызваны более системными причинами, которые и нужно решать. «Огромное количество аварий, гораздо большее, чем по вине пьяных водителей, происходит из-за плохих дорог, но абсолютное большинство ДТП — это личная недисциплинированность водителей, грубые нарушения ПДД и просто раздолбайство, — считает Лысаков. — Так зачем же делать упор только на пьянстве за рулем? У нас штрафы за большинство нарушений ПДД такие, что ими все спокойно пренебрегают, и их нужно обязательно повышать, в том числе резко ужесточать наказание за повторное нарушение закона».
Еще один депутат Госдумы, попросивший не называть его имени, заявил «Газете.Ru», что инициатива Яровой не что иное, как «желание опередить Лысакова и пропиариться на резонансной теме».
«Она просто идет по чужим следам, пытаясь выдать все это за свои собственные идеи и перетянуть одеяло на себя, — заявил источник. — Там нет ничего нового, и все это Лысаков говорит и предлагает уже давно».
В беседе с «Газетой.Ru» Лысаков в очередной раз высказал свое категорическое несогласие с позицией премьера по поводу действующего сейчас «нулевого промилле».
«К сожалению, Дмитрий Анатольевич продолжает упорствовать в своем заблуждении, — заявил депутат.
— Он говорит, что его сотрудники пили кефир и алкотестеры ничего не обнаружили. Причем здесь кефир? Здесь вопрос уводится куда-то в сторону. Мы говорим о поправке на погрешность измерений, ведь ни один технический прибор не давал нулевые результаты. Всегда есть поправка на погрешность, и мы говорим именно об этом, а не о том, будет ли что-то показывать после употребления каких-то продуктов».
Ирина Яровая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о возможности возвращении допустимой нормы алкоголя заявила, что «в действующем законодательстве ответ на этот вопрос уже дан». При этом депутат не смогла четко ответить, проводились ли на этот счет научные исследования или её позиция в законодательных инициативах — результат личных наблюдений.