Совместное предприятие между автомобильным альянсом и российской госкорпорацией будет создано для выкупа мажоритарной доли акций «АвтоВАЗа». Как сообщил источник агентства «Прайм», сделка должна быть окончательно закрыта 12 декабря.
На фоне этих известий утром 7 декабря обыкновенные акции «АвтоВАЗа» выросли в цене на 8,9% (до 14,64 рубля), а привилегированные — на 6,2% (до 6,103 рубля).
Уставный капитал «АвтоВАЗа» сейчас составляет 11 421 137 000 рублей. Крупнейшими держателями акций компании являются «Ростехнологии» (28,89%), Renault-Nissan (25%) и «Сбербанк КИБ» (20,14%). Руководство «Ростехнологий» в результате сделки продаст 4,89% акций, оставив у себя блокирующий пакет в размере 25% акций.
К 2014 году новообразованное совместное предприятие соберет 74,5% акций российского автопроизводителя, 67,13% из них будут принадлежать альянсу Renault-Nissan. К этому сроку участники альянса также вложат в «АвтоВАЗ» $750 млн — $300 млн поступит со стороны Renault, а еще $450 млн предоставит Nissan.
В свою очередь, ГК «Ростехнологии» в обмен на инвестиции со стороны альянса реструктуризирует текущие долги «АвтоВАЗа».
Альянс Renault-Nissan купил 25% акций «АвтоВАЗа» в 2008 году. В 2010 году руководитель альянса Карлос Гон заявил о намерении увеличить долю в «АвтоВАЗе», но с тех пор эти планы пришлось несколько раз корректировать, в частности, из-за землетрясения в Японии в 2011 году и президентских выборов в России в 2012-м.
Впоследствии сроки покупки контрольного пакета акций «АвтоВАЗа» были перенесены на 2014 год, но в мае текущего года стало известно, что сделка все же состоится раньше — до конца 2012 года. ФАС одобрила ее проведение в конце сентября 2012 года.
Источник в «АвтоВАЗе» сообщил «Газете.Ru», что, несмотря на операции с акциями, компания будет придерживаться собственного бизнес-плана, опубликованного в 2010 году. Согласно документу, рассчитанному до 2020 года, «АвтоВАЗ» планирует укрепить свои позиции в качестве лидера российского автопрома, а также занять значительную долю в нескольких новых для компании сегментах, в частности, за счет расширения линейки кроссоверов, а также создания легких коммерческих автомобилей и компактвэнов.
За 10 лет компания планирует потратить 183,5 млрд рублей, 127,5 млрд из которых — собственные средства, 42,5 млрд — займы, а оставшиеся 13,5% — инвестиции Renault. Кроме того, «АвтоВАЗ» планирует взять кредит под 12% и расплатиться по нему в 2018 году.
Также «АвтоВАЗ» планирует модернизировать купленное в 2011 году предприятие «Ижавто» и наладить сборку моделей Granta и Kalina в Казахстане.
Генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков рассказал «Газете.Ru», что предстоящее оформление сделки является формальностью.
«Процесс идет достаточно давно, и все основные планы и действия уже утверждены и обозначены, — заявил эксперт. — Сейчас произойдет некая формализация этого процесса. Идет изменение как модельного ряда, так и технологий. Меняются также и продажи, схема взаимоотношений с поставщиками. «АвтоВАЗ» будет постепенно интегрироваться в, так скажем, мировой автопром. Сама по себе сделка — формальная точка, этот процесс идет уже около трех лет».
«Им (альянсу Renault-Nissan) нужен российский рынок, а на нем самую большую долю занимает «АвтоВАЗ», — рассказал Целиков. — Если ты получаешь эту долю сразу, то ты можешь постепенно замещать ее новыми продуктами. Таким образом, стратегия замещения на рынке оказывается на порядок проще стратегии отвоёвывания доли в конкурентной борьбе. Они получают сразу достаточно большую долю рынка, в которой могут комфортно развиваться. А наш рынок сейчас второй в Европе, может, потом станет первым. Рынок большой и интересный для всех».