Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Если ничего не делать, дорога будет полностью покрыта, как поле, белым снегом»

Интервью с начальником трассы М-10 «Россия» Дмитрием Волковым

На трассе М-10 «Россия» движение из-за снегопада было парализовано несколько дней. На некоторых участках напряженная ситуация сохраняется до сих пор. Начальник Федерального казенного учреждения (ФКУ) управления дороги «Россия» Дмитрий Волков рассказал «Газете.Ru», почему на трассе образовался затор и как дорожники работают в таких ситуациях.

— Чем руководствуются дорожники, какими регламентами или документами, когда происходит ситуация, подобной пробкам на М-10?
— Есть так называемый паспорт дороги, в котором указывается ширина дороги, наличие и количество съездов, остановок, есть ли ограждения, барьеры, знаки и так далее. Эти все вещи вписываются в документе. Поэтому технику распределяли, как должно быть на каждом конкретном километре, существует схема расстановки техники. Естественно, начальник участка имеет право объединить технику, если это необходимо и позволяет ширина проезжей части. Это всё решается непосредственно в зависимости от интенсивности движения, от количества осадков.

В паспорт постоянно вносятся изменения. Мы прибавили 19 комплектов тяжелой техники. В самые тяжелые места — узкие или на подъемы-спуски — технику направляли.

Есть еще проект производства работ, который регламентирует, какие работы и когда делать. Если есть необходимость, то, как сейчас, работает вся техника, потому что очень идет интенсивный снег. Техника постоянно перемещается по трассе. Например, в одном месте выполнили, снегопад двинулся на другую сторону. Дорожники не будут же сидеть и ждать, пока на одной стороне мучаются 7 единиц техники.

— А сколько на всей дороге М-10 техники? (Длина трассы составляет 664 километра.)
— У нас 129 единиц специальной техники на участке до Ленинградской области, в Ленобласти еще 34. Плюс 19 единиц техники, как упомянул выше, было прибавлено.

— Этого количества техники достаточно для обслуживания дороги?
— По их возможностям — да.

— Кто координируют все действия на дороге? МЧС, Росавтодор, ГИБДД? Сразу несколько ведомств работают? Или каждый сам по себе?
— У каждого ведомства есть свои задачи. Что касается дорог, дорожников и управления, задача направлена в основном на то, чтобы разместить заказы, проторговать объекты. В данном случае контракт (с подрядчиком, обслуживающим трассу. — «Газета.Ru») заключен на три года. Следующий (подрядчик) начнет работать с 1 января следующего года на протяжении последующих 5 лет. Это дает возможность человеку работать, четко иметь закрепленный участок, а не каждый месяц менять подрядную организацию. Они прикреплены к этому участку, живут, работают на месте. Их задача — очистка дороги от снега, уборка от мусора, помывка ограждений, восстановление каких-то элементов, которые были деформированы, замена знаков и так далее. Всего порядка 158 видов работ, которые выполняются в зависимости от времени года.

— Правильно ли я понимаю, что техника, согласно ГОСТу, которым руководствуются дорожники, должна убрать снег в течение четырех часов после окончания снегопада? Или когда принимается решение, что техника должна выйти убирать снег?
— Регламентируется всё это. Для чего делаются штормовые предупреждения? Для того чтобы люди планировали время движения, тем более на дальние расстояние. Неблизко из Москвы в Санкт-Петербург пройти, и надо быть уверенным, что ты не встанешь, не задержишься. Зачем нервничать, что куда-то не успеешь. Такого рода предупреждения говорят о том, что вы не гарантированно доедете, потому что в зависимости от снегопада, в зависимости от проблем, сложностей, видимости, от многих других условий можно существенно изменить время прохождения. Для этого даются объявления (о снегопаде. — «Газета.Ru»), чтобы не мешать снегоуборочной технике.

— Вы как человек, который применяет этот ГОСТ на практике (он был разработан в 1993 году). Он устарел или чем несовершенен? Или, наоборот, вполне соответствует реалиям?
— Думаю, что всё, что в нём описано, — эти вещи совершенно справедливы. Конечно же, в нештатных ситуациях или в аномальных нужно применять экстренные меры, усиленная координация между органами. Перевозчикам надо понимать, что не стоит в гущу циклона продвигаться, останавливаться на площадках. Я понимаю, что здесь вопрос выполнения контрактных обязательств и многих перевозчиков заставляют идти из одного города в другой, но при этом они сами невольно создают проблему. Мы говорим про 4 часа после окончания снегопада — да никаких вопросов, всё это выполнимо после окончания снегопада. Но ведь работа продолжается с самого начала снегопада и всё время, потому что если никто не будет ничего делать, то дорога будет полностью покрыта, как поле, белым снегом.

— Скажите, каждый год такое повторяется? Нет ли такого, что транспортные компании подают к вам иски, считая, что из-за вас стали в пробке? Или обычно люди не предъявляют претензии?
— Если вы найдете случай, что на этом месте возникали проблемы, то он связан с тем, что как раз-таки тяжеловес заставил всех подождать, соответственно, он был не готов к зиме. Он не смог управлять как нужно транспортным средством. Это претензии в адрес тех, кто создает проблемы. Что касается этого места или Тверской области, я не сказал бы, как вы говорите (пробка каждый год. — «Газета.Ru»). Можете назвать хотя бы один такой случай, чтобы было подобное?

— Да, в 2010 году я писал, что гигантская пробка более чем на 100 километров растянулась на трассе Москва — Санкт-Петербург. Дорожные службы не успевали убирать снег, по которому машины на летней резине буксовали на подъемах. 25 ноября это было — два года назад.

— Какое место?

— Пробка длиной в 100 километров в обоих направлениях образовалась от Великого Новгорода до Валдая. Еще один затор примерно такой же длины растянулся от Валдая до Торжка.
— По поводу Тверской области надо понимать, что здесь причиной стало как раз то, что машины не могли заехать на подъем. Мы сделали свои выводы, в аналогичные проблематичные места поставили тягачи. Что касается Валдая, то там очень непростые условия и очень затяжные подъемы. И причина как раз-таки, если вы говорите про 2010-й год, это Новгородская область, как раз за счет того, что фуры нагружали таким образом, что не всегда хватало мощности двигателя и соответствия сцепления колес, чтобы просто подняться наверх. Там была проблематика именно в том, что одна поднимается, другие ждут. В этом году мы видим, что по данному месту мы выполнили определенные мероприятия, чтобы исключить это. Дорожное подразделение, которое работает там, усилило работу в этом месте и не допускает этого наличием тяжелой техники. В этом месте, в так называемых валдайских горках, оставляют тяжелую технику прямо на объектах, не выезжая с базы, посыпают сразу это место, не дожидаясь, когда снег упадет.

— Вот вы упоминали, что фуры не готовы к зиме. Но дальнобойщики часто говорят, что у них нет разницы, зимняя или летняя резина.
— Я говорю о лысой, сточенной резине.

— Старая то есть?
— Которая прошла достаточно много. Учитывая, что вес большой, когда торможение происходит, происходит большое стирание. К тому же раньше все-таки пользовались цепями противоскольжения. По опыту зарубежных стран: у них (водителей фур. — «Газета.Ru») всегда имеются те или иные зимние приспособления. Еще, например, в Финляндии, если происходит ДТП, они (фуры) выстраиваются в одну линию, не занимают вторую (полосу). Экстренные службы приезжают без проблем до места и быстро ликвидируют (последствия ДТП). У нас же проблема, что экстренные службы очень сложно добираются до места конфликтной точки. Это проблема номер один.

— Почему долго добираются?
— Потому что у водителей или просто любопытство, или просто хочет опередить кого-то, и он выбирается, занимает вторую оставшуюся полосу и создает очень большую проблему.

— Вы сейчас едете по М-10? Как там обстановка?
— Сегодня целый день здесь. Несмотря на то что сообщения в интернете появляются (о пробке. — «Газета.Ru»), я все время видел устойчивое движение, кроме Вышнего Волочка, но, проходя его (Вышний Волочок), нормальный ритм. И есть локальные вещи, когда достают транспортные средства тягачами, тоже кратковременный сбор машин, потому что нужно достать и дальше продолжать. Это технологические вещи. Но в основном трасса работает нормально, в рабочем режиме.

— Почему на Вышнем Волочке собирается пробка?
— Там всего две полосы движения, и участок этот невозможно реконструировать из-за того, что там дамба и каналы. Конечно, возникает снижение скорости, к тому же там пешеходы, светофоры. Даже сейчас мы совершенно спокойно едем 70—80 км/ч, и перед Волочком скапливается транспорт. И поток идет просто медленнее. Он идет так летом, весной и осенью, потому что здесь есть сужение и светофор.

— Если анализировать и смотреть с позиции сегодняшнего дня, что произошло на М-10? Пробка достигала длиной в 200 километров. В чем причина? Одну из них вы назвали, что водители вышли неподготовленные на дорогу, какие еще причины, на ваш взгляд, способствовали такой ситуации?

— Отсутствие слаженности водителей. Подождать, чтобы устранили проблему, и уже ехать дальше. Техника очень долго пробиралась во внутрь пробки, не могла внутрь попасть, и это основная проблема. Учитывая высокую интенсивность дороги (40—50 тысяч автомобилей в сутки. — «Газета.Ru»), пробка, естественно, стала длинной.

Новости и материалы
Стал известен один из возбудителей выявленной в ДР Конго неизвестной болезни
Мужчина год насиловал 11-летнюю дочь сожительницы в Подмосковье
Глава Росавиации заявил, что в аэропорту Грозного при подлете Embraer был туман
Генсеку НАТО задали вопрос о взрывах на «Северных потоках»
Росавиация: необходимо тщательно выяснить все обстоятельства падения самолета в Актау
В Грузии заявили, что оппозиция не стала отказываться от госфинансирования после выборов
Еврокомиссия и Польша готовят новые санкции против России
Российский военный 10 дней притворялся мертвым для выхода из окружения
Врачей больницы в Волгоградской области заставили отдать часть зарплаты военным
В США показали очки виртуальной реальности для мышей
Названа причина рекордного обвала российского авторынка
Названы автомобили, которые россияне стали покупать чаще
В России назвали подлостью отказ норвежцев помочь тонущему российскому судну
Виктория и Дэвид Бекхэм собрали детей на Рождество: «Помирились»
Ozon поменяет юрисдикцию на российскую
Глава Белгородской области рассказал о выплате компенсаций жителям региона
Ловкача из московского метро, который перелезал через ограждения у рельсов, накажут
На улице в Новосибирске из-под земли забил высокий фонтан
Все новости