— Чем руководствуются дорожники, какими регламентами или документами, когда происходит ситуация, подобной пробкам на М-10?
— Есть так называемый паспорт дороги, в котором указывается ширина дороги, наличие и количество съездов, остановок, есть ли ограждения, барьеры, знаки и так далее. Эти все вещи вписываются в документе. Поэтому технику распределяли, как должно быть на каждом конкретном километре, существует схема расстановки техники. Естественно, начальник участка имеет право объединить технику, если это необходимо и позволяет ширина проезжей части. Это всё решается непосредственно в зависимости от интенсивности движения, от количества осадков.
В паспорт постоянно вносятся изменения. Мы прибавили 19 комплектов тяжелой техники. В самые тяжелые места — узкие или на подъемы-спуски — технику направляли.
Есть еще проект производства работ, который регламентирует, какие работы и когда делать. Если есть необходимость, то, как сейчас, работает вся техника, потому что очень идет интенсивный снег. Техника постоянно перемещается по трассе. Например, в одном месте выполнили, снегопад двинулся на другую сторону. Дорожники не будут же сидеть и ждать, пока на одной стороне мучаются 7 единиц техники.
— А сколько на всей дороге М-10 техники? (Длина трассы составляет 664 километра.)
— У нас 129 единиц специальной техники на участке до Ленинградской области, в Ленобласти еще 34. Плюс 19 единиц техники, как упомянул выше, было прибавлено.
— Этого количества техники достаточно для обслуживания дороги?
— По их возможностям — да.
— Кто координируют все действия на дороге? МЧС, Росавтодор, ГИБДД? Сразу несколько ведомств работают? Или каждый сам по себе?
— У каждого ведомства есть свои задачи. Что касается дорог, дорожников и управления, задача направлена в основном на то, чтобы разместить заказы, проторговать объекты. В данном случае контракт (с подрядчиком, обслуживающим трассу. — «Газета.Ru») заключен на три года. Следующий (подрядчик) начнет работать с 1 января следующего года на протяжении последующих 5 лет. Это дает возможность человеку работать, четко иметь закрепленный участок, а не каждый месяц менять подрядную организацию. Они прикреплены к этому участку, живут, работают на месте. Их задача — очистка дороги от снега, уборка от мусора, помывка ограждений, восстановление каких-то элементов, которые были деформированы, замена знаков и так далее. Всего порядка 158 видов работ, которые выполняются в зависимости от времени года.
— Правильно ли я понимаю, что техника, согласно ГОСТу, которым руководствуются дорожники, должна убрать снег в течение четырех часов после окончания снегопада? Или когда принимается решение, что техника должна выйти убирать снег?
— Регламентируется всё это. Для чего делаются штормовые предупреждения? Для того чтобы люди планировали время движения, тем более на дальние расстояние. Неблизко из Москвы в Санкт-Петербург пройти, и надо быть уверенным, что ты не встанешь, не задержишься. Зачем нервничать, что куда-то не успеешь. Такого рода предупреждения говорят о том, что вы не гарантированно доедете, потому что в зависимости от снегопада, в зависимости от проблем, сложностей, видимости, от многих других условий можно существенно изменить время прохождения. Для этого даются объявления (о снегопаде. — «Газета.Ru»), чтобы не мешать снегоуборочной технике.
— Вы как человек, который применяет этот ГОСТ на практике (он был разработан в 1993 году). Он устарел или чем несовершенен? Или, наоборот, вполне соответствует реалиям?
— Думаю, что всё, что в нём описано, — эти вещи совершенно справедливы. Конечно же, в нештатных ситуациях или в аномальных нужно применять экстренные меры, усиленная координация между органами. Перевозчикам надо понимать, что не стоит в гущу циклона продвигаться, останавливаться на площадках. Я понимаю, что здесь вопрос выполнения контрактных обязательств и многих перевозчиков заставляют идти из одного города в другой, но при этом они сами невольно создают проблему. Мы говорим про 4 часа после окончания снегопада — да никаких вопросов, всё это выполнимо после окончания снегопада. Но ведь работа продолжается с самого начала снегопада и всё время, потому что если никто не будет ничего делать, то дорога будет полностью покрыта, как поле, белым снегом.
— Скажите, каждый год такое повторяется? Нет ли такого, что транспортные компании подают к вам иски, считая, что из-за вас стали в пробке? Или обычно люди не предъявляют претензии?
— Если вы найдете случай, что на этом месте возникали проблемы, то он связан с тем, что как раз-таки тяжеловес заставил всех подождать, соответственно, он был не готов к зиме. Он не смог управлять как нужно транспортным средством. Это претензии в адрес тех, кто создает проблемы. Что касается этого места или Тверской области, я не сказал бы, как вы говорите (пробка каждый год. — «Газета.Ru»). Можете назвать хотя бы один такой случай, чтобы было подобное?
— Да, в 2010 году я писал, что гигантская пробка более чем на 100 километров растянулась на трассе Москва — Санкт-Петербург. Дорожные службы не успевали убирать снег, по которому машины на летней резине буксовали на подъемах. 25 ноября это было — два года назад.
— Какое место?
— Пробка длиной в 100 километров в обоих направлениях образовалась от Великого Новгорода до Валдая. Еще один затор примерно такой же длины растянулся от Валдая до Торжка.
— По поводу Тверской области надо понимать, что здесь причиной стало как раз то, что машины не могли заехать на подъем. Мы сделали свои выводы, в аналогичные проблематичные места поставили тягачи. Что касается Валдая, то там очень непростые условия и очень затяжные подъемы. И причина как раз-таки, если вы говорите про 2010-й год, это Новгородская область, как раз за счет того, что фуры нагружали таким образом, что не всегда хватало мощности двигателя и соответствия сцепления колес, чтобы просто подняться наверх. Там была проблематика именно в том, что одна поднимается, другие ждут. В этом году мы видим, что по данному месту мы выполнили определенные мероприятия, чтобы исключить это. Дорожное подразделение, которое работает там, усилило работу в этом месте и не допускает этого наличием тяжелой техники. В этом месте, в так называемых валдайских горках, оставляют тяжелую технику прямо на объектах, не выезжая с базы, посыпают сразу это место, не дожидаясь, когда снег упадет.
— Вот вы упоминали, что фуры не готовы к зиме. Но дальнобойщики часто говорят, что у них нет разницы, зимняя или летняя резина.
— Я говорю о лысой, сточенной резине.
— Старая то есть?
— Которая прошла достаточно много. Учитывая, что вес большой, когда торможение происходит, происходит большое стирание. К тому же раньше все-таки пользовались цепями противоскольжения. По опыту зарубежных стран: у них (водителей фур. — «Газета.Ru») всегда имеются те или иные зимние приспособления. Еще, например, в Финляндии, если происходит ДТП, они (фуры) выстраиваются в одну линию, не занимают вторую (полосу). Экстренные службы приезжают без проблем до места и быстро ликвидируют (последствия ДТП). У нас же проблема, что экстренные службы очень сложно добираются до места конфликтной точки. Это проблема номер один.
— Почему долго добираются?
— Потому что у водителей или просто любопытство, или просто хочет опередить кого-то, и он выбирается, занимает вторую оставшуюся полосу и создает очень большую проблему.
— Вы сейчас едете по М-10? Как там обстановка?
— Сегодня целый день здесь. Несмотря на то что сообщения в интернете появляются (о пробке. — «Газета.Ru»), я все время видел устойчивое движение, кроме Вышнего Волочка, но, проходя его (Вышний Волочок), нормальный ритм. И есть локальные вещи, когда достают транспортные средства тягачами, тоже кратковременный сбор машин, потому что нужно достать и дальше продолжать. Это технологические вещи. Но в основном трасса работает нормально, в рабочем режиме.
— Почему на Вышнем Волочке собирается пробка?
— Там всего две полосы движения, и участок этот невозможно реконструировать из-за того, что там дамба и каналы. Конечно, возникает снижение скорости, к тому же там пешеходы, светофоры. Даже сейчас мы совершенно спокойно едем 70—80 км/ч, и перед Волочком скапливается транспорт. И поток идет просто медленнее. Он идет так летом, весной и осенью, потому что здесь есть сужение и светофор.
— Если анализировать и смотреть с позиции сегодняшнего дня, что произошло на М-10? Пробка достигала длиной в 200 километров. В чем причина? Одну из них вы назвали, что водители вышли неподготовленные на дорогу, какие еще причины, на ваш взгляд, способствовали такой ситуации?
— Отсутствие слаженности водителей. Подождать, чтобы устранили проблему, и уже ехать дальше. Техника очень долго пробиралась во внутрь пробки, не могла внутрь попасть, и это основная проблема. Учитывая высокую интенсивность дороги (40—50 тысяч автомобилей в сутки. — «Газета.Ru»), пробка, естественно, стала длинной.