«АвтоВАЗ», согласно финансовой отчетности за третий квартал 2012 года, не смог взыскать с нескольких региональных дилеров более миллиарда рублей. Обанкротившись после кризиса, те так и не перечислили заводу средства за поставленные машины. И деньги, и автомобили, как выяснилось, были впоследствии похищены.
В отчете есть описание всех закончившихся судебных процессов, в которых участвовал тольяттинский завод. Несколько тяжб велось с дилерами «АвтоВАЗа», к которым завод имел финансовые претензии. Как выяснилось, несмотря на положительные судебные решения, завод направил часть долгов на списание. Другая часть классифицирована как «нереальная к взысканию».
Основным должником «АвтоВАЗа», согласно документу, является подразделение «Элекс-полюса» «Элекс-полюс Л»: убыток, «причиненный недостачей автомобилей», составил 562,1 млн рублей.
Ранее контрольный пакет в 51% акций дилера «Элекс-полюс» принадлежал самому «АвтоВАЗу», а эта сеть являлась крупнейшим партнером завода. В 2009 году выяснилось, что со складов компании пропало более четырех тысяч переданных на реализацию машин. «АвтоВАЗ» попытался компенсировать убытки, подав иски к двум дочерним компаниям холдинга на сумму почти в миллиард рублей, однако до сих пор денег в Тольятти так и не увидели.
Тяжба с «Элекс-полюс Л» тянулась с 2009 года до тех пор, пока компания не была ликвидирована в июле 2012 года. В августе долг был направлен на списание. По мнению завода, взыскать его уже нереально.
Аналогичным образом завершилась тяжба с ООО «Чехов-Лада», задолжавшим «АвтоВАЗу» 396,5 млн рублей. В марте этого года дилер был ликвидирован. «В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ долг является нереальным к взысканию», — констатируют авторы отчета. Под списание попали и долги воронежского ООО «Технология», задолжавшего заводу в общей сложности около 95,5 млн рублей. Обанкротившаяся компания была ликвидирована в апреле, и в отчете отмечается, что возместить ущерб уже нереально. Схожая ситуация сложилась и с долгами архангельского ООО «АвтоРИМ». Компания уже ликвидирована, и взыскать с нее заводу ничего не удастся. Во всех вышеперечисленных случаях были вскрыты факты хищения продукции завода.
Между тем завод из-за недобросовестных дилеров может понести новые убытки. В отчете перечислены судебные процессы, которые еще не закончены.
Продолжается тяжба с компанией «Электро-полюс Центр», которая должна «АвтоВАЗу» 435 млн рублей за пропавшие машины. Особых иллюзий по поводу исхода дела в компании не питают и оценивают шансы получить деньги как «маловероятные».
Чуть более 100 млн рублей, из которых 25 млн составляют проценты по долгу, «АвтоВАЗ» в рамках дела о взыскании убытков, причиненных недостачей автомобилей, пытается взыскать с ОАО «Саратов-Лада». Согласно утвержденному арбитражным судом мировому соглашению, дилер должен расплачиваться с заводом с марта 2011 по декабрь 2015 года. «АвтоВАЗ» оценивает шансы получить деньги «выше среднего».
Недостача автомобилей была отмечена и еще у одного крупного дилера «АвтоВАЗа» — ОАО «Кубань-Лада». Компания задолжала 237,6 млн рублей, в том числе 55,4% в качестве процентов по долгу. Согласно заключенному соглашению, деньги должны быть выплачены в период с января 2011-го по декабрь 2015 года, и в «АвтоВАЗе» оценивают перспективы возврата средств как «выше среднего».
Аналогичные тяжбы на сотни миллионов рублей «АвтоВАЗ» ведет и с другими региональными лидерами, в частности «Ростов-Лада» (долг 181 млн рублей) и «Брянск-Лада» (около 27,5 млн). Если в последнем случае завод все-таки рассчитывает возместить ущерб, то с ростовского дилера взыскать средства, скорее всего, уже не удастся.
Согласно отчету, по итогам трех кварталов работы выручка «АвтоВАЗа» составила 133,67 млрд рублей, на 4% больше, чем в прошлом году. Но чистая прибыль компании за год снизилась в 2,5 раза, до 1,19 млрд рублей. Совету директоров холдинга, куда входят 12 человек, по итогам 2011 года за успешную работу был выплачен бонус в размере 37,2 млн рублей.
Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что в сложившейся ситуации списание долгов является для «АвтоВАЗа» оптимальным вариантом. «Если компании-должники обанкротились и взыскать с них уже нечего, то для того, чтобы эти задолженности не болтались на балансе и с них не нужно было платить налоги, компания подчищает баланс, — объяснил он «Газете.Ru».
— Это лишние затраты, которые никому не нужны».
По словам аналитика, проблемы с дилерами в 2009 году у «АвтоВАЗа» возникали в основном потому, что компании-партнеры, набрав перед финансовым кризисом кредитов, не смогли по ним расплатиться. «Люди строились, вкладывали, беря деньги под большие проценты, а когда рынок рухнул, пошла волна банкротств, — пояснил эксперт. — Были и банальные случаи воровства, но это не главная причина».
По его мнению, кризис 2008 года сыграл и свою положительную роль. «Было некое оздоровление рынка: компании стали более осторожны при строительстве каких-то гигантских дилерских центров, — отметил Удалов. – При этом проблемы с дилерами были далеко не только у «АвтоВАЗа», но и других автопроизводителей».
«АвтоВАЗ» предпринял все необходимые, предусмотренные действующим законодательством меры для возвращения долгов, - сообщили в «Газете.Ru» в пресс-службе предприятия. - Все дальнейшие действия компании также находятся в рамках правового поля Российской Федерации. Следует напомнить, что само раскрытие фактов убытков, причиненных недостачей автомобилей, произошло после начала реформирования системы сервисно-сбытового обслуживания на «АвтоВАЗе». Одна из задач реформирования состояла как раз в том, чтобы исключить случаи хищения и поднять обслуживание покупателей и владельцев автомобилей на уровень, позволяющий удовлетворять их требования. Эта задача последовательно выполняется».