В первые 10 месяцев 2012 года в России были зарегистрированы 2,28 млн новых автомобилей, что на 13,5% больше, чем в аналогичный период годом ранее.
Кроме того, 75% рынка новых автомобилей РФ сконцентрированы в 25 регионах, которые возглавили составленный аналитиками «Автостата» список.
При этом количество покупаемых россиянами иномарок неуклонно растет: по последним данным, их доля среди новых автомобилей в среднем по стране достигла 79,2%, что на 6% больше, чем годом ранее.
Аналитики «Автостата» считают, что смещение потребительского интереса в сторону иномарок происходит во всех частях страны. Это утверждение применимо даже к тем регионам РФ, где сконцентрировано производство автомобилей российских марок и где такие машины традиционно были популярны, в частности, в Самарской области.
Больше всего новых автомобилей за 10 месяцев было зарегистрировано в Москве — 331,8 тыс. машин, что составляет 14,55% от общего рынка новых автомобилей РФ. По сравнению с предыдущим годом рост составил 12,8%. При этом доля иномарок в столице выросла с 94,7% до 96,1%.
Второй наивысший результат продемонстрировала Московская область — 189,8 тыс. машин, что на 13,3% больше, чем годом ранее. Количество иномарок в Московской области также выросло — с 89,2% до 92,3%.
Тройку лидеров по числу купленных новых автомобилей замыкает Санкт-Петербург. Жители этого города в первые 10 месяцев 2012 года купили 117 тыс. новых машин, что стало одним из самых высоких показателей роста в отчете: увеличение с прошлого года составило 22,7%.
В Северной столице иномарки также занимают доминирующее положение на рынке новых машин, их доля увеличилась с 90,1% до 94%.
В число пяти лидеров вошли Республика Татарстан и Краснодарский край, в этих регионах купили 101,3 (+7%) и 87,6 (+14%) тыс. новых машин соответственно. Примечательно, что в находящемся выше в списке Татарстане доля иномарок оказалась ниже (61,4%; рост на 5,2%), чем в Краснодарском крае (78,6%, рост на 8,9%).
Вторую пятерку крупнейших рынков новых машин в РФ также вошли Свердловская область (79,3 тыс. машин; рост 17,9%; доля иномарок 83,6%), Самарская область (77,6 тыс. машин; рост 17%; доля иномарок 61,2%), Республика Башкортостан (68 тыс. машин; рост 3,3%; доля иномарок 69,5%), Челябинская область (61,3 тыс. машин; сокращение 2,9%; доля иномарок 76,2%) и Ростовская область (59,9 тыс. машин; рост 11,6%; доля иномарок 79,7%).
Наибольшие темпы роста за 10 месяцев показали Красноярский край (16-е место; 35,8 тыс. машин; рост 33,9%; доля иномарок 74,9%), Ханты-Мансийский АО (12-е место; 45,5 тыс. машин; рост 26,3%; доля иномарок 84,3%), Новосибирская область (23-е место; 25,5 тыс. машин; рост 23,4%; доля иномарок 75%) и уже упомянутый Санкт-Петербург.
Рынок новых автомобилей в Волгоградской области (20-е место) не показал ни сокращения, ни роста.
Челябинская область (9-е место) стала единственным регионом в числе 25 лидеров списка, чей рынок сократился.
Аналитики «Автостата» утверждают, что российский авторынок меняется в связи с повсеместным ростом количества новых иномарок в РФ. «Наибольшее увеличение доли иномарок отмечается в малообеспеченных регионах. Это связано с тем, что после завершения программы утилизации потребители переориентировались на бюджетные иномарки — Volkswagen Polo седан, Hyundai Solaris, Renault Logan. В более обеспеченных регионах это перераспределение уже произошло», — отмечает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.