Московские власти подвели первые итоги эксперимента по введению платной парковки в центре столицы. Чиновники, опираясь на статистические данные и признавая некоторые накладки, связанные со стартом проекта, считают нововведение вполне успешным.
Пресс-конференция главы Государственного казенного учреждения (ГКУ) «Администратор Московского парковочного пространства» (АМПП) Сергея Мариничева началась с фразы: «Так дальше жить нельзя». Таким образом чиновник охарактеризовал сложившуюся в центре Москвы тяжелую транспортную ситуацию, улучшить которую и призваны появившиеся платные парковки. По плану властей, уже к концу 2014 года внутри Садового кольца бесплатных машиномест не останется вовсе.
Согласно озвученным данным, в зоне пилотного проекта действует 568 парковочных мест, для которых установлено 200 соответствующих дорожных знаков и 71 информационный щит. Кроме того, власти установили 10 паркоматов, шесть табло информирования о занятости машиномест, а также 520 датчиков, которые фиксируют загруженность парковки.
<1>
Такое небольшое число паркоматов, притом что эксперимент затронул 21 улицу/переулок, Мариничев объяснил тем, что подавляющее большинство автовладельцев (от 82% до 90%) предпочитают оплачивать парковку через sms-сообщения. При этом через паркоматы стоянку можно оплатить не только при помощи специальных карт, продающихся в киосках Мосгортранса и салонах связи «Связной», но и обычной банковской картой.
По словам Мариничева , вводить процедуру оплаты парковки наличными через паркоматы не планируется. Это объясняется как незначительным количеством тех, кто вообще предпочитает платить через эти устройства, так и дополнительными расходами, связанными с инкассацией. Кроме того, отсутствие в аппаратах наличности, по его мнению, решает проблему коррупции и вандализма. Впрочем, как выяснилось, столичные вандалы готовы портить городское имущество не только ради наживы.
«В первую же ночь кто-то попытался поджечь паркомат», — рассказал он,
добавив, что все они специально установлены в местах, контролируемых системами видеонаблюдения.
Главным итогом первой недели эксперимента стало повышение средней скорости движения внутри пилотной зоны. При этом количество машин с 1 ноября сократилось на 2%. По словам главы ГКУ АМПП, на 8 ноября с водителей было собрано более 700 тысяч рублей в виде платы за парковку. Из этих средств 434 тысячи поступили посредством sms, еще около 300 тысяч были получены за счет продажи карт предоплаты (всего их уже продано более 200).
Если учесть, что одно машиноместо в течение рабочего дня (9 часов) стоит 450 рублей, а в течение недели — 2250 рублей, то при максимальной загруженности только в будни 1 по 8 ноября власти могли собрать почти 6,4 млн рублей. Таким образом, загруженность парковок составила около 10% (карты предоплаты, купленные водителями, еще не полностью израсходованы).
Власти уже ведут переговоры с рядом платежных операторов, в частности Qiwi , — скоро оплатить парковку можно будет в любом из многочисленных мобильных терминалов оплаты услуг. Как рассказал Мариничев, оплату парковок помогают контролировать три экипажа ДПС, 10 эвакуаторов, а также пять мобильных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД «Паркон». Ежедневно из окрестностей пилотной зоны эвакуируется 30-40 неправильно припаркованных автомобилей, а с 7 ноября, когда вступил в силу соответствующий закон, предусматривающий штраф за нарушение правил платной парковки, фиксируется 200–300 нарушений.
«Мы выписываем штрафы, но у водителя остается право этот штраф обжаловать, если по какой-то причине его оплата не прошла. Он может сохранить чек или sms с отказом в оплате, включая корпоративные тарифы. Мы будем эти случаи рассматривать индивидуально», — заявил он. Напомним, что неоплата стоянки, стоимость которой составляет 50 рублей/час, или нарушение порядка оплаты (например, заехал за линию разметки) предусматривает штраф в 2,5 тысячи рублей.
Власти не исключают, что после окончания эксперимента – 28 февраля 2013 года – плата за парковку может быть пересмотрена, причем в любую сторону. «К примеру, в Нью-Йорке на Манхэттене лишь 18% жителей имеют машины. Парковка там стоит до $30/час, при этом улично-дорожная сеть составляет не 8%, как у нас, а 20% (территории города. — «Газета.Ru»)», — заметил чиновник
От платы за парковку не были освобождены представители различных государственных ведомств: в зону действия эксперимента попал расположенный на Петровке, 38, Московский уголовный розыск (МУР), а также несколько министерств. По словам Мариничева, если у ведомства есть своя огороженная территория, то там можно парковаться как угодно, если же речь идет о дорогах общего пользования, то правила для всех без исключения едины.
В своем выступлении он не обошел вниманием и проблемы, возникшие с введением платной парковки.
В частности, для властей оказалось сюрпризом слабое покрытие центра города сотовой связью.
Из-за этого почти на всех паркоматах, использующих беспроводную связь, были проблемы с оплатой банковскими картами. Кроме того, многие автовладельцы не могли оплатить парковку через sms, так как отключили на телефоне функцию платных услуг. «Есть проблема с корпоративными тарифами. Работодатель может включить функцию оплаты парковки для работника», — заявил Мариничев.
Что касается граждан, живущих в пилотной зоне, то для них, а также для инвалидов на данный момент выдано 412 разрешений на парковку. При этом бесплатно парковаться они смогут лишь в ночное время – с 20.00 до 08.00.
Чтобы хоть как-то облегчить жизнь жителям попавших в зону эксперимента улиц, власти построили для них бесплатную парковку по адресу Большой Каретный переулок, владение 8. Там создано около 120 круглосуточных бесплатных парковочных мест для жителей района. Доступ на огороженную территорию будет осуществляться по спискам, составленным в управе района. Правда, Мариничев не смог внятно объяснить, что помешает другим автовладельцам ставить туда свои машины: никакой охраны на парковке не предусмотрено, и регулировать въезд и выезд оттуда придется самим гражданам.
Появятся ли такие бесплатные парковки в других районах, пока непонятно. Ну а пока жителям остается парковаться в собственных дворах, при поддержке властей, но за свой счет огораживая въезд туда шлагбаумами. Таким образом жители пытаются не пустить на территорию водителей-«пришельцев», не желающих платить за платную парковку.
По данным властей, в зону действия эксперимента попал 71 двор, 43 из которых жилые. При этом въезд только в шесть дворов до сих пор не закрыт шлагбаумом.
«Это территория, которая принадлежит жителям, и они должны ее защищать», — заявил Мариничев.
Перед началом пресс-конференции корреспондент «Газеты.Ru» зашел в зону платной парковки и убедился, что свободных мест, несмотря на утренний час пик, там предостаточно (см. фото). Так, около 11 утра на Каретном Ряду было свободно 47 парковочных мест, а на Петровке – 62. При этом все прилегающие к ним территории, включая тротуары, были с нарушением ПДД заставлены машинами.