Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Денег жалко»

К 2020 году власти намерены снизить количество погибших в ДТП на четверть

Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». По сравнению с опубликованными ранее планами цель программы была скорректирована: вместо снижения количества погибших на дорогах до 18 тысяч человек в год теперь планируется достичь уровня хотя бы в 20 тысяч. На все это выделено 100 млрд рублей.

Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». В ее рамках к 2020 году планируется снизить смертность на дорогах на 25% по сравнению с показателями 2010 года (с 26,5 тыс. до 20 тыс. человек в год соответственно). Ориентировочная стоимость всей программы составит 99 млрд рублей, половина из которых будет выделена из федерального бюджета.

Об утверждении ФЦП стало известно в понедельник, хотя премьер-министр, как сообщается, подписал документ еще в субботу. С текстом программы любой желающий может ознакомиться на сайте российского правительства.

В 34-страничном документе, к которому прилагается несколько таблиц с общими данными по расходам, прежде всего обосновывается необходимость принятия ФЦП и подводятся предварительные итоги реализации предыдущей правительственной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах».

«Для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечением снижения ее показателей до уровня развитых стран мира, необходимы продолжение системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и их обеспеченность финансовыми ресурсами», — говорится в документе. В случае непринятия ФЦП авторы документа пугают резким ростом смертности на дорогах (до 32,5 тыс. человек к 2020 году), ухудшением имиджа страны на мировой арене в результате роста показателей аварийности и другими напастями.

Согласно опубликованным данным, социально-экономический ущерб от ДТП в России в 2004–2010 годах составил 7,326 трлн рублей, что сопоставимо с государственными затратами на всю российскую социалку в 2011 году.

Оценивая результаты предыдущей программы, в документе отмечается, что за пять лет ее реализации число лиц, погибших в ДТП, удалось сократить на 23%.

В правительстве утверждают, что с помощью данной ФЦП Россия вошла в число стран — лидеров по сокращению темпов смертности на дорогах, опередив ряд европейских стран, США и Австралию.

В рамках предыдущей программы правительство также потратило десятки миллиардов рублей. Среди прочего огромные деньги выделялись на пропагандистские акции «Внимание — дети!», «Внимание — пешеход», «Вежливый водитель», «Зебра», эффективность которых вызывает вопросы. Миллиарды выделялись на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), однако об их результатах гражданам до сих пор ничего не известно – в отчете приведены лишь некоторые данные – снижение количества погибших, в том числе детей, снижение числа аварий с участием водителей-новичков и т. д. Анализ эффективности расходования средств, выделенных на тот или иной пункт программы, в новой ФЦП не приводится.

Примечательно, что, когда чиновники в прошлом году впервые обозначили цели и задачи новой ФЦП в 2011 году, число погибших на дорогах к 2020 году, по их планам, должно было не превышать 18 тысяч человек, то есть снижение числа жертв в полтора раза по сравнению с 2012 годом. Однако в правительстве не могли предположить, что последние два года число жертв ДТП, до этого неуклонно снижавшееся, вновь начало расти.

Поэтому в опубликованной программе цель обозначена более реалистичная – снижение смертности до 20 тыс. в год, или на 25% от показателя 2010 года.

Основными задачами новой программы будут снижение количества ДТП, в которых гибнет наибольшее количество людей, уменьшение общего травматизма в авариях, а также развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП. В правительстве также планируют повысить эффективность систем обеспечения безопасности на дорогах и увеличить ответственность и правосознание участников движения.

Основной акцент планируется сделать на развитие систем предупреждения опасного поведения на дорогах. На это планируется потратить 35 млрд рублей. На эти деньги, помимо прочего, с помощью пропагандистских кампаний, телепередач и других видов информационного воздействия власти будут повышать культуру на дорогах и воспитывать негативное отношение к нарушителям ПДД. Авторы рассчитывают на «создание в обществе нетерпимости к фактам пренебрежения социально-правовыми нормами и правового нигилизма на дороге». В рамках этого пункта будет развиваться система подготовки водителей.

На организацию системы движения транспорта и пешеходов, а также повышение безопасности дорожных условий будет потрачено 29 млрд рублей. В частности, в ходе работы в данном направлении планируется создать единый перечень требований к транспортному планированию городов, в том числе в области определения мест для стоянок и парковок и строительство пешеходных переходов. Программа также подразумевает создание в каждом субъекте федерации центров фото- и видеофиксации нарушений на дорогах. В настоящий момент подобные структуры функционируют лишь в нескольких регионах страны.

На развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП планируется потратить 17 млрд рублей. В новой программе также впервые предусматривается разработка на государственном уровне новых систем активной и пассивной безопасности для отечественного автопрома, а также повышение уровня технического состояния машин. На это выделят почти 1,5 млрд рублей, в том числе 350 млн на НИОКР. В частности, это направление предусматривает «стимулирование внедрения и использования новых технологий для минимизации человеческой ошибки при управлении транспортным средством, обеспечение мер поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии, а также внедрение современных средств активной и пассивной безопасности транспортных средств».

Результативность действий властей планируется оценивать по таким критериям, как общее число лиц, погибших в авариях, число детей, погибших в авариях, а также социальный риск (число погибших в ДТП на 100 тысяч человек населения). Кроме того, власти обратят внимание на транспортный риск (число погибших на 10 тысяч транспортных средств) и тяжесть последствий (число погибших на 100 пострадавших).

Немало места в программе отдано и анализу способов финансирования программы. Анализируя возможные варианты, которые разнятся по количеству вливаний из федерального бюджета, авторы приходят к выводу, что наиболее оптимальным будет разделить расходы поровну между регионами и федеральным центром.

Они должны выделить по 48,7 млрд рублей, а еще около 0,5 млрд привлекут из внебюджетных источников.

При оптимальном финансировании авторы рассчитывают сохранить жизни 67 587 человек, а также предотвратить социально-экономический ущерб от ДТП в объеме 2,82 трлн рублей.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин сомневается, что основные цели программы будут достигнуты, и предполагает, что часть их будет разворована: «Денег жалко. К сожалению, у нас не принято спрашивать с власти, куда она тратит деньги. Предыдущая программа провалена.

Огромное количество средств ушло на аналитическую работу, на научные разработки, то есть туда, где их очень легко рассовывать по карманам.

Деньги освоили, а итогов нет. Если бы руководству страны было жалко наших народных денег, оно бы прежде всего потребовало детальный отчет о том, куда пошли деньги по предыдущей программе, и представило его общественности».

Травин считает, что добиться коренного перелома, несмотря на заявленное снижение смертности на дорогах, в России пока не смогли. «Мне такая статистика кажется эквилибристикой. Снижение, может быть, и пошло, но за счет чего, совершенно непонятно – если спросить на улицах водителей о переменах, то никто не ответит, что изменилось. Да, есть плакаты какие-то, но это же не 50 миллиардов. Все как было, так и осталось, — считает он. —

Снижение есть потому, что обновляется автопарк, к нам приходят более безопасные иномарки. В этом основная причина».

Тем не менее эксперт признал, что в стране худо-бедно происходит ремонт основных магистралей, что также положительно сказывается на статистике смертности.

Травин считает, что прежде всего необходимо выяснять причины и условия, способствующие нарушениям и авариям. «У нас этого не делает никто. Нужно устранять причины, чтобы не было соблазна и возможности нарушать. Но если так сделать, то будет меньше протоколов, будут меньше поступления в бюджет, и тогда на следующую ФЦП уже никто не выделит 100 миллиардов рублей», — считает он.

Новости и материалы
Губернатор сообщил, что ВСУ ударили по энергетической инфраструктуре в Запорожье
Омбудсмены России и Украины встретились в Белоруссии
Украинец получил 11 лет тюрьмы за трансляцию российских телеканалов
Еврокомиссия призвала своих сотрудников остерегаться шпионов
На нескольких улицах Белгорода пропал свет
Российская теннисистка раскритиковала WTA за новое правило отбора на Итоговый турнир
Стало известно, когда на российском рынке появится Changan CS75 Plus третьего поколения
Под Нижним Новгородом водитель Audi протащил инспектора ДПС на багажнике
В Совфеде предложили отсечь Украину от Черного моря
Жителя Рыбинска задержали за сбор данных для Украины
В резолюции парламентской двадцатки «забыли» упомянуть Украину
Критиковавший вторжение в Курскую область генерал уволился из ВСУ
МВД будет аннулировать фиктивные браки мигрантов, заключенные ради ВНЖ
Группа «Ленинград» не будет сотрудничать с Инстасамкой после выхода альбома
В Индонезии пока не хотят открывать аэропорты в районе вулкана Левотоби
В Минобороны отказались заключать контракт с мошенником из Петербурга
Жена звезды «Адской кухни» снялась в жакете на голое тело, показав грудь
Зарубившего мать школьника арестовали
Все новости