Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения» вводит новые правила прохождения медосмотров для водителей. С одной стороны, они позволят водителям реже проходить обязательный медосмотр, а с другой — призваны сделать саму процедуру менее формальной. Документ уже внесен на рассмотрение в Госдуму и сейчас получает отзывы профильных ведомств и комитетов парламента.
Если закон примут, то пройти психиатра и нарколога можно будет только в государственных клиниках, а медицинскую справку придется возить с собой и демонстрировать по требованию сотрудника ГИБДД.
Одно из самых главных нововведений в 11-страничном документе упомянуто ближе к концу. Если сейчас получение медицинской справки в частной клинике занимает у водителя 10—20 минут — осмотр в них если и проводится, то формально, то теперь Минздрав хочет, чтобы осматривающие водителей врач-психиатр или психиатр-нарколог были только из государственных или муниципальных психоневрологического и наркологического диспансеров соответственно. «Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя (кандидата в водители) транспортного средства», — говорится в проекте документа.
Более того, в пояснительной записке авторы предлагают внести изменения в правила дорожного движения (ПДД), «обязывающие водителей транспортных средств иметь при себе и по требованию сотрудников полиции предъявлять для проверки медицинское заключение о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами». Однако, какое наказание за отсутствие медсправки ждет водителя, в документе не упоминается.
Также, согласно подготовленному Минздравом РФ законопроекту, водителям придется проходить проверку обязательный медосмотр на наркотики раз в пять лет.
Сейчас получать справку водитель должен каждые три года. Однако предъявить ее он обязан только при замене водительского удостоверения, а также при возврате прав после лишения. Таким образом, формально большинство автомобилистов идут за медсправкой раз в десять лет — когда приходит срок обновить права.
Для тех, кто работает водителем-профессионалом, то есть их работа связана непосредственно с управлением автомобиля, — например, таксистам или дальнобойщикам — справку о медосмотре придется получать раз в два года. Такие же правила для этой категории действуют и сейчас. Однако теперь такую справку будут требовать при приеме на работу, а контролировать прохождение всех врачей водителем будет работодатель.
О подготовке соответствующих изменений в закон о безопасности дорожного движения журналистам в четверг рассказала замглавы Минздрава Татьяна Яковлева. По ее словам, законопроект уже согласован и утвержден в правительстве и направлен для рассмотрения в парламент.
«Теперь мы будем проверять не только на алкоголь, но и на наркотики. И не реже одного раза в пять лет. Раньше у нас раз в десять лет права меняешь, только тогда начинает идти медицинский осмотр. Теперь медицинский осмотр будет раз в пять лет», — рассказала Яковлева.
Кроме того, законопроект предлагает включить тесты на алкоголь и наркотики в предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей, которые перевозят опасные грузы и пассажиров. «Порядок — как это делать — у министерства уже разработан. Как только законопроект будет принят Госдумой, все это вступит в силу», — сказала Яковлева. За нарушение порядка проведения медосмотров вводятся штрафные санкции: от 2 до 3 тысяч рублей на должностных лиц и от 30 до 50 тысяч на юридических лиц.
По словам главы профильного комитета по транспорту Госдумы Евгения Москвичева, комитет в целом поддержал законопроект, и уже совсем скоро он будет рассмотрен в первом чтении. «Что касается водителей-профессионалов, то здесь позиция, в общем-то, абсолютно ясная: медосмотр раз в два года, — рассказал депутат «Газете.Ru». — А вот порядок осмотра для простых водителей еще может быть изменен, после первого чтения наш комитет создаст рабочую группу, будем советоваться с профессиональным сообществом, автомобилистами, и этот срок — раз в пять лет — ко второму чтению может быть скорректирован».
Депутат выступает против того, чтобы проверять у водителей наличие медицинской справки.
«Это основное, что нам не нравится. Также есть замечание по поводу того, что непонятно, кто именно будет нести административную ответственность за нарушение процедуры медосмотра водителя — юридическое лиц, осуществляющее медицинскую деятельность, или юридическое лицо, осуществляющее перевозочную деятельность, — заметил парламентарий. — Но все это еще будет обсуждаться. Больше ясности наступит на следующей неделе, когда, предположительно, 23 октября документ будет рассмотрен в первом чтении и начнется подготовка ко второму».
По мнению Москвичева, необходимо навести порядок с нынешней процедурой медосмотр водителей, которая в частных клиниках превращена в формальность. «Это неправильная ситуация. Здесь Минздрав вместе с правительством должны посмотреть, чтобы эту справку нельзя было на улице купить», — добавил он.
«Я сам недавно менял права и знаю, что из себя сейчас представляет медосмотр, — рассказал «Газете.Ru» депутат Ярослав Нилов. — Приезжаешь в коммерческий центр, где за 10 минут и 1000 рублей тебе делают все проверки. Наркоман ты или нет, определяют показом нескольких картинок. Спрашивают, какие цифры написаны, если правильно называешь — ты не наркоман. Врач отдает уже подписанный бланк — и все. А все потому, что идти к обычному врачу и неделю тратить на получение всех справок — это нереально». Впрочем, далеко не везде получение справок в государственных медучреждениях занимает столько времени: некоторым автомобилистам удается получить желанный документ быстро и бесплатно, другие официально платят за справку небольшую сумму, величина которой варьируется в зависимости от региона.