Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) обнародовал данные по продажам на российском автомобильном рынке в период с января по сентябрь этого года. В сентябре 2012 года в России было продано 259 582 единицы новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта. По сравнению с сентябрем 2011 года рынок показал рост в 10% (на 23 852 штуки больше). Всего за девять месяцев этого года автомобильный рынок вырос на 14%, что в пересчете на единицы — 2 187 797 автомобилей.
Рекордным по продажам был август 2012 года, тогда автомобильный рынок достиг 15-процентного роста. Но глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер и 10-процентный рост считает неплохим результатом. «На данном этапе фаза быстрого ежегодного роста в России завершилась, однако по сравнению с ситуацией в Европе увеличение продаж на 10 процентов — это тоже солидный результат», — полагает Шрайбер.
Лидером по продажам за текущий период традиционно стал «АвтоВАЗ», с января по август компании удалось продать 399 142 машины. При этом новая модель Lada Granta в сентябре впервые стала самой продаваемой машиной в России.
Автомобиль купили 14 050 человек. По сравнению с августом продажи Lada Granta на российском рынке выросли на 12,3%. Популярности «Гранте» добавила модификация с автоматической коробкой передач, продажи которой «АвтоВАЗ» начал в сентябре этого года. Однако, как и в прошлом месяце, ВАЗ показывает отрицательную динамику по сравнению с прошлым годом (-10%). За то же время в 2011 году отечественный автогигант реализовал 443 917 машин. На днях «АвтоВАЗ» обнародовал результаты финансовой отчетности по МСФО (международная система финансовой отчетности), по которым чистая прибыль компании выросла в 4,5 раза. Провал по продажам в 10% топ-менеджмент ВАЗа объясняет свернутой программой утилизации старых машин.
Неплохую динамику продолжают демонстрировать корейские автопроизводители. Продажи Kia выросли за год на 25%, Hyundai показывает результат в 16%.
Модели этих автомобилей традиционно популярны в России. Kia Rio и Hyundai Solaris вошли в десятку самых популярных автомобилей. Продажи Kia Rio по сравнению с прошлым годом выросли вдвое. Положение компаний в перспективе может только улучшиться. На Московском международном автосалоне Kia представила новый Сee`d, а Hyundai презентовала Santa Fe и универсалы i30 Wagon и i40 Wagon.
Volkswagen за девять месяце 2012 года под собственным брендом реализовал в России 122 980 машин, что на 56% больше, чем за этот же период прошлого года. Одну из верхних строчек VW удерживает благодаря бюджетному Polo Sedan, продажи которого выросли на 49% — до 52 158 единиц.
На десятом месте по продажам идет Chevrolet Cruze. Неплохой рост по продажам марке обеспечил кузов хетчбэк, появившийся на российском рынке в начале года и тут же ставший популярным у отечественного потребителя. По сравнению с девятимесячным периодом прошлого года за это же время 2012 года продажи Cruze выросли на 70% (46 448штук в этом году против 27 252 в прошлом).
Младший брат в бюджетном сегменте — Renault Logan продолжает терять позиции. Если сравнивать период с января по сентябрь 2011 и 2012 года – продажи этой модели упали на 23%.
Такое падение можно объяснить появлением бюджетных «корейцев», которые по цене отличаются незначительно, зато в дизайне, комфорте и качестве сборки превосходят Logan. В целом же марка чувствует себя на российском рынке неплохо, показывая 24-процентный рост. Этому способствует высокий спрос на кроссовер Duster (за девять месяцев было продано 27 250 штук).
Уверенно себя чувствуют на отечественном рынке немецкие автогиганты, специализирующиеся на автомобилях премиум-класса. Компания Mercedes за отчетный период продала в России 26 625 автомобилей, в прошлом году было 21 225 (рост 25%). Концерн ВMW продал на 33% больше автомобилей в этом году, чем в прошлом (общее количество проданных машин — 26 097). По уровню роста продаж в процентном соотношении «земляков» обогнал Audi. Компания повысила свои продажи на 43%, продав 25 442 автомобиля с января по сентябрь этого года.
Среди японских производителей на российском рынке лидируют Toyota и Nissan.
«Тойоте» удалось продать за девять месяцев этого года 117 786 автомобилей (рост 37%). В прошлом году компания реализовала только 85 699 экземпляров. Такой планки компания достигла благодаря популярности обновленной Camry (рост 58%), которую покупают из-за презентабельности премиум-класса и за небольшие деньги. Показателям автогиганта помогла и Corolla, продажи которой выросли на 34%.
Nissan продал за девять месяцев 118 930 машин и улучшил свое положение в рейтинге АЕБ на 26%. Существенно на этот результат повлияли продажи Juke, который активно начали поставлять на российский рынок в начале этого года. Несмотря на необычные формы, этот автомобиль сразу стал популярным у потребителей в России, как результат – 24 119 проданных автомобилей с января по сентябрь этого года. За тот же период прошлого года удалось продать всего 7669 Juke. Улучшил продажи Nissan и кроссовер Qashqai, его продажи выросли на 25%.
Оценивая статистику АЕВ, независимый автоаналитик Иван Бончев считает, что российский рынок сам себя уравновесил. «Мы понемногу приходим к тому, что рынок начинает работать сам, без всяких искусственных механизмов поддержки, таких как субсидированное автокредитование и программы по утилизации старых машин, и растет за счет собственного потенциала, поэтому двузначных цифр в темпах роста вряд ли стоит ожидать», — считает эксперт.
Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков прогнозирует дальнейшее падение темпов роста российского авторынка.
«Рост постепенно снижается и будет снижаться, потому что рынок постепенно насыщается, и тот спрос, который был в 2010–2011 годах, постепенно снижается. Другой фактор, который влияет на замедление темпов роста – это рост ставки по автокредитам», — полагает эксперт. По мнению Рожкова, в следующие месяцы авторынок будет расти на уровне 7–10%, а по итогом всего 2012 года рост будет на уровне 12%.