В четверг, 27 сентября, в столице Франции открывается Парижский международный автосалон. Это одна из старейших автомобильных выставок в мире, проводящаяся с конца XIX века. Моторшоу в Париже, которое стартует через месяц после Московского автосалона, также проводится один раз в два года. В 2010 году Европа приходила в себя после накрывшей ее волны экономического кризиса. Сейчас авторынок переживает еще один тяжелый удар долгового кризиса. Однако в этом году компании будто решили не пугаться экономических потрясений и представят вдвое больше новых моделей, чем на предыдущем парижском шоу.
В девяти павильонах выставочного центра Porte de Versailles на площади в 96 тыс. кв. м состоится более 100 премьер. Организаторы без ложной скромности приводят следующие цифры: в прошлом году Франкфуртский автосалон посетили 928 100 человек, Токийский – 842 600, Шанхайский – 715 000 человек. Или взять Детройтский автосалон этого года: 770 932 посетителя. Женевский автосалон – ощутимо скромнее: его посетили 702 000 человек. При этом в прошлый раз Парижский автосалон (он проводился в 2010 году, поскольку чередуется с автофорумом во Франкфурте) посетили 1 265 000 человек. Примерно столько же людей пришли посмотреть и на выставку Московского автосалона.
Французские производители
Самые сложные времена сейчас переживают хозяева шоу — французские производители. Концерн PSA собирается сократить 8000 рабочих, из-за чего обрушил на себя гнев французского президента. В итоге власти решили организовать целый ряд мер по спасению собственного автопрома. Но пока это все в проектах французских чиновников, а автопроизводители выживают своими силами.
И как бы смеясь в лицо кризису, концерн PSA Peugeot Citroёn приготовил для домашнего автосалона целую россыпь новинок.
В Citroёn сделали ставку на «городской шик»: новичок-стиляга DS3 Cabrio, DS4 и DS5 в лимитированной серии Pure Pearl, модели C4 L и C-Elysée — для рынков развивающихся стран, популярный в Европе C3 Picasso – столь разноплановая техника должна подчеркнуть многовекторность развития «двойного шеврона». Даже во времена спада продаж.
Партнер по концерну – «львы» из Peugeot – тоже скромничать не собираются. Скорее наоборот, планируют затмить коллег: Peugeot 208 будет представлен в мощных вариантах GТi (1,6-литровый турбомотор развивает 200 л. с.; 6-ступенчатая «механика», автомобиль предназначен для передвижения по дорогам общего пользования) и R5 (1.6-литровый турбомотор развивает 280 л. с., полный привод, 5-ступенчатая секвентальная КПП, во второй половине 2013 года автомобиль сменит на раллийных трассах Peugeot 207). Будет у 208-го и версия, представляющая собой микс компактных размеров и премиумной отделки интерьера.
Кроме «выводка» 208-х французы покажут и обновленный RCZ. Причем версия R должна стать самым мощным серийным авто в истории Peugeot. Что характерно, речь идет о 265 л. с., снятых все с тех же 1,6 л рабочего объема, пришпоренных турбиной. За перспективное направление на стенде будет отвечать главным образом Peugeot Onyx – созданный на базе ле-мановского прототипа Peugeot 908 HYbrid4 концепт, в основе которого — карбоновый монокок, силовой агрегат – это гибридная установка суммарной мощностью 680 л. с., а в отделке интерьера применены инновационные материалы.
А вот называть концептуальной разработкой Peugeot 2008 Concept – несмотря на название – не совсем честно: в 2013 году машина пойдет в серийное производство и станет самым компактным кроссовером марки. В движение его будет приводить 1,2-литровый 3-цилиндровый бензиновый турбомотор мощностью 110 л. с.
Французы из Renault приготовили к домашнему автофоруму главную публичную премьеру — новую Clio, причем и в версии R.S. Новый компакт – это первая серийная модель, внешность которой разработана под руководством нынешнего шеф-дизайнера Renault Лоуренса ван ден Акера. Создана новая Clio в «легком» тренде – по сравнению с предшественником машина стала легче на 100 кг. Под капотом гражданских версий ожидаются бензиновый 3-цилиндровый турбомотор объемом 900 куб. см мощностью 90 л. с. или 1,5-литровый турбодизель такой же мощности, а вот под капотом у Clio R.S. будет стоять 2-литровый 4-цилиндровый двигатель с турбонаддувом мощностью порядка 210 л. с. Новость для поклонников отделения RenaultSport: это поколение Clio R.S. будет иметь как 5-дверную версию, так и вариант «универсал».
Новая Dacia Logan и обновленный Sandero (румынский производитель Dacia 14 лет входит в концерн Renault), которые дебютируют в столице Франции, станут нам еще ближе. Производство модели Logan уже под брендом Renault планируется начать на мощностях «АвтоВАЗа» – позиционировать новинку будут между моделями Lada и Nissan Almera. По предварительным данным, начать сборку нового Logan в России должны летом следующего года. На автомобиль, внешне ставший более солидным, планируется устанавливать новый турбомотор объемом 0,9 л мощностью 90 л. с. (тот самый, что будут ставить и на новую Renault Clio), а также два бензиновых двигателя объемом 1,2 л (75 л. с.) и 1,6 л (106 л. с.).
«Большая тройка» во Франции
Самыми красочными стендами традиционно похвастаются производители люксовых марок Audi, BMW и Mercedes.
Audi представит модель S3. Новый 2-литровый двигатель с турбонаддувом развивает 296 л. с., обладает хорошей тяговитостью, а реализовать все его возможности помогут уменьшенный вес и переработанная подвеска. Разгонная динамика новой Audi S3 – на уровне 5,1–5,4 секунды в зависимости от типа коробки передач (с привычной «механикой» автомобиль разгоняется медленнее).
Если же без малого 300 сил и отсчет секунд с момента старта вам ни к чему, а вот функциональность машины действительно важна – пожалуйста, новая Audi A3 Sportback предложит вам большую вместительность, чем нынешняя 5-дверная версия А3, поскольку конструкторы увеличили колесную базу. Увеличение базы сказалось на просторе на задних сиденьях (для ног теперь больше места), но не отразилось на массе: в Audi говорят, что по сравнению с предшественником новый A3 Sportback стал на 90 кг легче. Покупателям предложат и бензиновые моторы (1,4 TFSI и 1,8 TFSI), и 2-литровый дизель TDI.
Поклонникам индивидуальности можно адресовать сразу две новинки от «колец»: первая – это открытая версия Audi RS 5. Атмосферный V8 объемом 4,2 л выдает 450 л. с. (0–100 км/ч – 4,9 с). Вторая премьера в «персональном» ключе — кроссовер SQ5 от отделения quattro GmbH, это первая «эска» с дизелем под капотом: 313-сильную машину обещают выпустить ограниченным тиражом в 50 экземпляров по цене 92 тыс. евро (в Германии). Отличительные особенности интерьера: салон, отделанный черной кожей с белой прострочкой, алькантарой и деревянными вставками из ясеня.
На стенде BMW – прямого конкурента Audi – ожидается появление полноприводных версий «единички»: BMW 120d xDrive и BMW M 135i xDrive. Кроме того, баварцы представят новый базовый мотор для 1 Series: BMW 114d будут оснащать 1,6-литровым 95-сильным мотором, средний расход которого составит 4,3 л.
Базовый мотор представят и для 3 Series: под капотом BMW 316i будет установлена 136-сильная 4-цилиндрового 1,6-литрового мотора поколения BMW Twin Power Turbo Technology. Тем, кто задумывается о приобретении флагманской BMW 7 Series, стоит обратить внимание на европейскую премьеру обновленной «семерки» – и на самый мощный в истории рядный 6-цилиндровый дизель. Вернее, три-турбодизель: BMW 750d xDrive будут оснащать 381-сильным двигателем, способным разогнать представительский седан до 100 км/ч за вполне спринтерские 4,9 секунды.
Не обойдется на стенде BMW и без концептуальных разработок: BMW Concept Active Tourer демонстрирует взгляд из Мюнхена на семейный экоориентированный автомобиль, предоставляющий своему владельцу традиционные ценности марки в сочетании с просторным функциональным интерьером. Силовая установка – это бензиновый 3-цилиндровый мотор, работающий в паре с синхронным электромотором. Суммарная мощность – 190 л. с., расход топлива – 2,5 л/100 км, выбросы СО2 – до 60 г/км. При этом литий-ионная батарея, питающая электромотор, может заряжаться от бытовой электросети, а запаса ее энергии хватает на 30 км езды на электротяге.
Mercedes привезет сразу несколько электрических моделей: Concept B-Class Electric Drive, серийную версию SLS AMG Coupé Electric Drive и smart BRABUS electric drive. Первый отличает прежде всего запас хода: более 200 км исключительно на аккумуляторе, поскольку речь идет об электромобиле, а не о гибриде. Заявленная мощность электрического B-Class — 100 кВт (пора привыкать к киловаттам в показателях мощности), максимальный крутящий момент — 310 Нм.
Японский взгляд на салон
Mazda, представив новую Mazda6 на автосалоне в Москве, приберегла кое-что и для Парижа: версия новинки с кузовом универсал будет показана именно здесь. 2-литровый бензиновый и 2,2-литровый дизельный моторы (последний, кстати, отвечает нормам Евро-6 и имеет две версии мощности – Standart и High), кузов в новом фирменном стиле Kodo – Soul of Motion. Такую красавицу «грузопассажирской» называть как-то неудобно.
На стенде Honda главное внимание гарантированно привлечет обновленный CR-Z: 1,5-литровый мотор гибрида развивает теперь 135 л. с., причем кроме серийного варианта Honda планирует показать и его боевую версию – GT, которая уже прошла крещение гоночным треком в рамках Super GT Championship.
Не затеряется среди новинок и Honda Civic с новым 1,6-литровым дизелем мощностью 118 л. с. Эта версия способна преодолевать на 3 л топлива 100 км. Правда, экономичность новейшего мотора сумеют оценить в первую очередь европейцы.
Главные новинки от Toyota демонстрируют дальнейшее расширение семейства Auris. Во-первых, в Париже представят гибридную версию этой модели (как и «исходный» хетчбэк, Auris Hybrid будут собирать на заводе в Великобритании). Но экоориентировнный вариант – это не все. По тойотовской традиции, именем Verso обозначают более вместительную версию – и этот случай не исключение: 7-местный Auris Verso получен путем внесения 300 изменений в «обычный» хетчбэк Auris. Гамма моторов – от бензинового 1,6- до 2,2-литрового дизеля, трансмиссии – механические, автоматические либо вариаторные. Машина, разработанная силами Toyota Motor Europe, будет производиться на заводе в Турции.
Lexus представит в Париже Lexus LF-CC Concept, причем в названии автомобиля кроется ключ к разгадке его рыночного будущего: серийный вариант будет конкурировать с немецкими купе – индекс СС означает «compact two-door coupe». Среднеразмерные двухдверные Audi, BMW Mercedes – вот в кого целит Lexus. Привлечь покупателей планируется фирменным блюдом, а точнее — гибридной силовой установкой. Во всяком случае LF-CC Concept оснащен именно таким мотором — приводом на заднюю ось.
Suzuki S-Cross Concept – машина с четким конвейерным будущим: в 2013 году серийная версия S-Cross Concept сменит выпускающийся ныне компактный кроссовер Suzuki SX4. Деталей производитель не разглашает до момента официального дебюта, однако кратко характеризует 5-дверный автомобиль тремя словами: «эмоции, качество, аэродинамика».
На стенде Nissan гостей автосалона ждет встреча с концептуальным кроссовером TeRRA: четырехместная машина приводится в движение мотор-колесами, работу которых обеспечивают водородные топливные элементы. Отсутствие центрального тоннеля позволило сделать ощутимо более просторным салон, а использование альтернативного источника энергии обеспечило нулевой выброс вредных веществ.
Любителей активного стиля езды наверняка порадует Juke NISMO: 1,6-литровая 190-сильная версия кроссовера имеет все шансы стать очередным рыночным успехом Nissan. Если же стиль в автомобиле вы цените выше разгонной динамики, обратите внимание на другую версию Juke – ту, что подготовили совместно с клубно-музыкальным лейблом Ministry of Sound с акцентом на звук в салоне автомобиля. Другая совместная автоимиджевая работа – это Nissan Micra Elle, выпущенный совместно с фэшн-изданием Elle.
Гости из США
Париж станет стартовой площадкой для европейских продаж нового поколения Chevrolet. Ожидается, что американцы привезут всю линейку: обновленный городской Spark (будет предлагаться все с тем же 1-литровым мотором), Orlando (который оснастили новым 1,4-литровым турбомотором), Cruze (кроме того же 1,4 литрового, двигателя получил и 1,7-литровый дизель), седан Malibu (для европейцев на него будут устанавливать 160-сильный 2-литровый дизель) и кроссовер Trax – версия Opel Mokka под брендом Chevrolet, которая должна конкурировать со Skoda Yeti.
Главной новинкой от европейского отделения Ford должен стать новый Mondeo. Три варианта кузова (седан, лифтбек и универсал), линейка двигателей, которая начинается с 1-литровой силовой установки мощностью 125 л. с. и с крутящим моментом в 170 Нм, а заканчивается инновационной 2-литровой гибридной версией – так выглядит краткое описание нового «мирового» Ford. Привезут в Париж и обновленный Fiesta, который оснащен системой MyKey: если за руль Fiesta периодически садится сын или дочь, родители могут ограничить максимальную скорость движения и громкость аудиосистемы.
Высадку во Франции запланировал Jeep: 6,4-литровый 468-сильный Grand Cherokee SRT Limited Edition, Wrangler Moab и Compass Overland предложат потенциальным покупателям мощь, улучшенные внедорожные способности и городской лоск соответственно.
Корейская экспансия
Французские власти в августе этого года, защищая собственный автопром, обвинили корейских производителей Hyundai и Kia в демпинге. Пока у домашних Renault и PSA падают продажи, у корейцев они, наоборот, растут. Если чиновникам удастся доказать, что производители продают машины во Франции дешевле, чем у себя в Корее, то в отношении компаний будут предприняты жесткие меры.
Претензии французских властей не смутили корейские компании, и они привезли на парижскую выставку целый ряд премьер, хотя экспозиции явно скромнее, чем на Московском автосалоне, на котором Hyundai арендовал под себя целый павильон.
Обновленный Hyundai Santa Fe следующего поколения приобрел третий ряд, стал длиннее и ниже предшественника. Двигателей на новом Santa Fe будет два: четырехцилиндровый бензиновый 2,4 л с распределенным впрыском (175 л. с., 227 Нм) и турбодизельная «четверка» 2,2 л с общей топливной рампой (197 л. с., 436 Нм). Оба могут сочетаться с шестидиапазонным «автоматом». Шестиступенчатая «механика» положена лишь бензиновой версии. Все версии кроссовера Santa Fe нового поколения на российском рынке будут предлагаться с полным приводом.
Кроме того, в Париже дебютирует трехдверная версия хетчбэка i30. Машина разработана специально для европейского рынка, где популярны небольшие и недорогие автомобили. В Европе хетчбэк будет представлен с пятью вариантами двигателя, включая 1,4- и 1,6-литровые дизельные и бензиновые моторы мощностью от 90 до 128 л. с., которые будут работать в паре с 6-ступенчатыми автоматической и механической коробками передач.
Kia готовится представить сразу три новинки. Во-первых, pro_cee'd, во-вторых, Sorento 2013 модельного года, и в-третьих – Carens. Конечно, особое внимание уделяется трехдверному pro_cee'd, что вполне понятно: внешность настоящего горячего хетча плюс 1.6-литровый мотор мощностью порядка 200 л. с. гарантированно сделают из трехдверки звезду стенда. Что касается кроссовера Sorento'2013, то, по предварительным данным, гамма его моторов состоит из 2-литрового и 2,4-литрового бензиновых силовых установок (148 и 194 л. с.) и 2-литрового дизеля (195 л. с.).
SsangYong, похоже, уже совсем обосновался в России. Однако до Европы ему еще далеко, но тем не менее именно в Париже чуть не погибший в предыдущий кризис «кореец» представит свое будущее видение марки. Видимо, уродливые модели и отставание в дизайне на пару десятков лет в концерне захотели решительно изменить. Концепт, который покажет SsangYong, – это взгляд корейской фирмы на то, каким может быть экологичный кроссовер класса В (в длину машина чуть больше 4 м): бензиновый двигатель у e-XIV Concept является подзарядкой для аккумуляторной батареи, в стеклянную крышу, визуально делающую салон просторнее, интегрированы солнечные батареи. О перспективах запуска в производство такой модели пока не сообщается и, видимо, еще очень далеко.
Люксовый рев мотора
Jaguar ждет Парижского автосалона с особым нетерпением, ведь гости стенда станут свидетелями официальной премьеры F-Type, которого именуют не иначе как наследником легендарного E-Type. Первым перед публикой предстанет родстер, а к концу 2013 года англичане подготовят и купе. Под капотом – 2 варианта компрессорного V6 мощностью 340 и 380 л. с., плюс топовый 5-литровый V8 мощностью 500 л. с.: им будут оснащать топ-версию F-Type R.
Главная новость от британцев из Land Rover – это четвертое поколение Range Rover. Впервые в истории в основе внедорожника лежит целиком алюминиевый несущий кузов, благодаря чему новый Range Rover на 420 кг легче предыдущей генерации. Нацеленность на лучшую эффективность ощущается и в линейке моторов: под капотом впервые появится 6-цилиндровый турбодизель.
Porsche привезет семейство полноприводных модификаций нового 911 – купе и кабрилеты Carrera 4 и Carrera 4S, а также Cayenne S Diesel — 4.2-литровую 8-цилиндровую битурбоверсию кроссовера, которая благодаря 382 л. с. мощности и 850 Нм крутящего момента способна разогнаться до 100 км/ч за 5,7 секунды. При этом средний расход топлива составит 8,3 л на 100 км.
От MINI до Smart
MINI привезет в столицу Франции свою седьмую модель: ею стал 3-дверный Paceman, по сути являющийся более компактной версией Countryman. В зависимости от двигателя под капотом автомобиль будет предлагаться в версиях MINI Cooper S Paceman, MINI Cooper SD Paceman и MINI Cooper D Paceman. Компанию новому кроссоверу составит 218-сильный John Cooper Works GP (всего сделают 2000 таких автомобилей).
Что касается smart, то кроме серийной электрической версии от BRABUS к Парижу приготовили и концептуальный smart forstars. Начинка здесь та же, что и у электрической двухместки от BRABUS, – т. е. 60-киловаттный электромотор, а вот кузов целиком оригинальный. И не исключено, что в будущем такой smart появится в салонах дилеров.
Десант из Volkswagen
Мощный десант высадит во Франции концерн Volkswagen: под испанским, чешским и собственно немецким брендами дебютируют как проверенные игроки автомобильного рынка, так и дебютант — в лице нового ŠKODA Rapid. И если чешский лифтбек, как и новые Seat Leon и Seat Toledo, приедут в Париж для первого публичного смотра, поскольку их презентовали задолго до Парижского автосалона, то седьмое поколение Golf справит во французской столице полноценный дебют.
Парижская экзотика
Даунсайзинг продолжает свое шествие по планете – и тем, кто давно вкусил прелесть компактного стиля, Abarth привезет в Париж очередное специальное предложение: новый Abarth 695 Fuori Serie. Это любимец публики Fiat 500, получивший индивидуальный аэрокит, 17-дюймовые легкосплавные колеса, особый окрас – да и интерьер можно максимально персонализировать. Под капотом – 1,4-литровый 4-цилиндровый турбомотор мощностью 180 л. с. Этого хватает для того, чтоб разгоняться до 100 км/ч за 7 секунд.
Alfa Romeo привезет свой MiTo в лимитированных исполнениях SBK Special Series и SBK Limited Edition. Их отличительная особенность – 16- или 18-дюймовые колеса, новый задний бампер, спойлер, а позже покупателям предложат «сверхлимит»: будет изготовлено 200 Alfa Romeo MiTo SBK Cloverleaf. Под капотом у этих модификаций – 1,4-литровый 170-сильный турбомотор.
От практичности – к полету фантазии и производству мелкими сериями: дебют от McLaren – это всегда явление. И хотя McLaren P1 – пока концепт-кар, в Woking не просто решили напомнить о себе: компания планирует начать производство этой модели в следующем году и хочет сделать ее лучшей среди тех, что способны доставить одинаковое удовольствие водителю как на гоночном треке, так и на обычной дороге. Технические подробности будут обнародованы в Париже.