Во вторник в Госдуме прошло расширенное заседание, посвященное необходимости ужесточения наказания для пьяных водителей. Представители всех фракций и руководство ГИБДД были едины в стремлении сделать наказание для таких правонарушителей более строгим, но прийти к общему соглашению по поводу конкретных санкций им пока не удалось.
Парламентарии озаботились этой проблемой после субботней аварии в Москве на Минской улице, где под колесами пьяного водителя погибли семь человек, в том числе пятеро подростков-сирот. Происшествие вызвало широкий общественный резонанс, заставив руководство страны, в том числе и депутатов, заняться поиском решения наболевшей проблемы, а лидер думской фракции «Единой России» Андрей Воробьев даже пообещал внести на рассмотрение соответствующие поправки в законодательство уже на этой неделе.
«На наших дорогах складывается трагическая ситуация. Есть такие вещи, которые требуют быстрого реагирования парламента», — открыл заседание глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.
Для начала депутаты выслушали представителей ГИБДД. По словам главы ведомства Виктора Нилова, в последние годы количество пьяных водителей на дорогах уменьшилось: если несколько лет назад нетрезвый водитель участвовал в каждом четвертом ДТП, то теперь он фигурирует лишь в каждом тринадцатом. Вместе с тем, существующие меры наказания и профилактики езды в нетрезвом виде он считает недостаточными. «Многие граждане продолжают водить машину даже после того, как их лишили прав за езду в пьяном виде, и вот количество этих людей растет, — констатировал Нилов. — Сейчас в наших базах есть люди, лишенные прав на 60–90 лет! Надо вести тотальные проверки водителей на алкогольное опьянение, а для тех, кто продолжает водить машину после лишения прав, возможно, предусмотреть проверку на психическую адекватность. Такие персонажи – самые опасные, ведь они изначально нарушают закон, садясь за руль без прав.
Мне кажется, надо вообще предусмотреть вариант конфискации транспортного средства, если водитель попадается за нетрезвое вождение повторно».
Кроме того, Нилов считает, что страховым компаниям необходимо ввести специальные повышающие коэффициенты при расчете стоимости полиса ОСАГО автомобиля для водителей, неоднократно уличенных в езде в пьяном виде.
Заместитель Нилова генерал Владимир Кузин, в свою очередь, привел статистику, согласно которой в 2011 году было выявлено 8100 человек, управлявших автомобилем в нетрезвом состоянии неоднократно. Из них около 7,5 тысячи водителей ездили в пьяном виде дважды, 518 водителей — 3 раза, 71 водитель — 4 раза, 13 водителей — 5 раз, 2 водителя — 13 раз.
Далее свои предложения высказали депутаты-единороссы. «Во-первых, опьянение может быть не только алкогольным, но и наркотическим, — начала глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая. — Во-вторых, по статье 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее за собой причинение вреда человеку от тяжкого до смерти) отсутствует нижний предел наказания, а разница в тюремных сроках для виновников ДТП в зависимости от того, были они пьяными или трезвыми, составляет всего два года. Необходимо менять эту ситуацию.
Нижний предел наказания за ДТП по вине нетрезвого водителя должен составить пять лет лишения свободы, что касается верхнего предела – можно обсудить вплоть до пожизненного наказания.
Наконец, надо исключить возможность примирения сторон в случае, если водитель, по чьей вине произошло ДТП со смертельным исходом, попытается просто откупиться от родственников жертвы.
Уголовная ответственность должна исходить от государства, и сценарий ухода от нее за деньги должен быть исключен».
Глава комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников был настроен менее воинственно. «Если человек просто попался на вождении в пьяном виде впервые и без участия в ДТП, хватит административного наказания, тут надо просто многократно повысить штрафы, — заявил он. — Если же его ловят на этом во второй раз, то должна наступать уголовная ответственность. Что касается конфискации транспортного средства, тут я сомневаюсь: большинство таких водителей – люди семейные, и автомобиль может находиться в совместной собственности».
С мнением коллеги не согласился председатель думского комитета по транспорту Евгений Москвичев, который считает, что конфискация автомобиля за повторную езду в пьяном виде «работает как эффективная профилактическая мера и соответствует законодательству в некоторых европейских странах». Схожее мнение высказал и его коллега по фракции Вячеслав Лысаков. Депутат, играющий активную роль при обсуждении «автомобильных» законопроектов, напомнил коллегам о действующей норме закона, не допускающей хотя бы малейшего содержания алкоголя в крови.
«Надо отделить овец от козлищ, так как, если ужесточать наказание, надо и закон о промилле сделать справедливым, — считает Лысаков. — Нужно установить норму, как в Швеции или Норвегии, в 0,2–0,3 промилле, иначе человек может попасть под гигантские санкции, даже если он выпил кефир или спиртсодержащее лекарство». При этом депутат отметил, что, по данным медиков, состояние опьянения, влияющее на действия водителя, начинается с 0,8 промилле.
В конце концов, все депутаты-единороссы сошлись во мнении, что верхняя граница наказания за ДТП с пьяными водителями должна быть установлена в размере 15 лет.
Сейчас санкция закона предусматривает ответственность для таких водителей в размере до семи лет лишения свободы, если в аварии погиб один человек, и до девяти лет, если жертв от двух и больше.
Депутат Плигин попросил всех депутатов представить свои предложения в комитет в письменном виде в течение одной недели. «На сбор предложений даем одну неделю, недели через полторы-две мы сможем подготовить законопроект», — сказал он. По словам Плигина, 10 октября состоится совместное заседание комитетов Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству и по безопасности в ГИБДД. В свою очередь депутат Лысаков добавил, что рассмотрение законопроекта может состояться уже 16 октября на следующем пленарном заседании.
К вечеру свое мнение по поводу борьбы с пьянством за рулем впервые лично высказал президент Владимир Путин. Накануне позицию главы государства о необходимости ужесточения наказания для нетрезвых водителей озвучил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. «За некоторые вещи нужно просто карать. К сожалению, по-другому не получается. Если этого не делать, то такие трагедии будут происходить повсеместно», — заявил президент на заседании Совета по культуре и искусству, комментируя субботнее ДТП на Минской улице.
«Как ворота открылись — ворота свободы, — отметил президент. — Мы начали считать, что вообще дозволено все. Этот преступник, убийца на самом деле, он в разговоре с дознавателями сказал: «Я делаю всегда все, что хочу». Границы свободы и ответственности, и обязанности перед обществом — они размыты целиком». Глава государства назвал Максимова «преступником и убийцей». В качестве примера он привел «благообразные страны, где очень жестко относятся к тем, кто совершает такие действия».