Госкомпания «Автодор» в 2013 году планирует создать департамент реализации региональных проектов, который будет заниматься строительством объездных дорог в ряде российских регионов. Все их планируется сделать платными. Единственной бесплатной альтернативой для автомобилистов останется существующий проезд через центр города.
Первым проектом компании будет строительство новой 46-километровой объездной дороги в обход Екатеринбурга. Согласно плану, чтобы транзитные потоки шли в обход Екатеринбурга, южный объезд вокруг города уведет от него автомобили сразу с трех крупных трасс: Челябинск — Екатеринбург, Пермь — Екатеринбург и Тюмень — Екатеринбург.
О новых планах госкомпании в кулуарах XI Международного инвестиционного форума «Сочи-2012» рассказал «Газете.Ru» глава «Автодора» Сергей Кельбах.
«Мы хотим прийти в целый ряд регионов, — говорит он. — Госкомпанией уже ведутся переговоры с властями Барнаула, Перми, Оренбурга, Волгограда, Костромы, а также с властями Приморского края. Даже там, где такие объездные трассы уже есть, они будут полностью реконструироваться. Мы сделаем их скоростными, удобными, но за это водителям нужно будет заплатить.
Сейчас этот сумасшедший транзитный поток идет прямо через города. К примеру, в Перми весь грузопоток ведется через головы людей, а после строительства объездной порядка 70% такого транспорта из города должно уйти».
В настоящее время «Автодор», целью которого является развитие в России сети скоростных дорог федерального значения, помимо реконструкции нескольких федеральных трасс занимается двумя крупными проектами: строительством в Подмосковье платной 520-километровой Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) и новой трассы М11 Москва — Санкт-Петербург, большая часть которой также буде платной.
По словам Кельбаха, в каждом субъекте федерации тарифы на проезд по объездным дорогам будут индивидуальные. «Возможно, где-то будет 50 копеек за километр, а где-то три рубля», — сообщил он.
Для реализации новых проектов по строительству и реконструкции объездных «Автодор» будет создавать свои филиалы (сейчас филиалы и территориальные управления компании есть в Воронежской, Московской, Калужской, Ростовской и Тверской областях и в Краснодарском крае), которые создадут с региональными властями совместные предприятия. Часть средств будет привлекать «Автодор», а другую часть — регионы за счет дорожных фондов.
«Есть необходимость вовлечь как можно больше городов в регулирование транспортных потоков, однако в дорожных фондах субъектов нет денег, — считает Кельбах. — Под региональные бюджеты денег никто не даст. Мы можем привлекать инвестиции, но необходимо доработать Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ, который регулирует нашу деятельность».
В связи с этим к финансированию масштабных строек планируется привлекать крупные банки. «В Екатеринбург в качестве инвесторов с нами идет Газпромбанк», — сообщил глава госкомпании. Также к проектам могут подключиться Сбербанк и ВТБ, которые имеют успешный опыт сотрудничества с «Автодором».
«Это очень хороша идея, – заявил «Газете.Ru» президент Ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов. – У нас, да и в любой другой стране, когда появляется такое количество автомобилей, бюджетных денег на такие проекты не хватает. Вообще платные дорогие должны строиться больше на коротких участках с целью ликвидации пробок и поэтому я считаю, что линия «Автодора» здесь правильная». По мнению эксперта, если считать издержки автомобилистов, то езда по платной дороге даст экономию и по времени, и по горючему.
«Здесь очень важен вопрос финансирования. И в России сейчас хотят перейти на новую концессионную форму строительства дорог, в том числе, насколько я знаю, и в «Автодоре». При ней инвестору, строящему трассу, компенсирует затраты госбюджет, а плату за проезд в свою очередь государство будет забирать себе. Это своеобразная гарантия инвестору, что его траты точно окупятся и будут возвращены», - отметил Скворцов.