Госкомпания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») выступила с предложением повысить максимально разрешенную скорость движения по скоростным дорогам до 120 км/ч, а по магистралям — до 130 км/ч. Нововведение предлагается внедрить не повсеместно, а лишь на нескольких участках реконструированных федеральных трасс, где для этого есть необходимые условия.
Нынешняя редакция ПДД, утвержденная в октябре 1993 года, предусматривает максимальную скорость движения легковых автомобилей по магистрали до 110 км/ч, а по скоростным дорогам — до 90 км/ч. Эти значения появились еще во времена СССР и с тех пор остаются неизменными.
В «Автодоре», который занимается развитием в России системы скоростных дорог федерального значения, считают, что пришло время внести изменения в пункт 10.3 ПДД, который касается скорости движения. Госкомпания хочет уже в этом году ввести на нескольких участках трех федеральных трасс новый скоростной режим. В частности, «Автодор» предлагает увеличить максимальную скорость на 12-километровом участке трассы М-1 «Беларусь» (33—45 км) с 90 до 120 км/ч. Аналогичный режим компания хотела бы ввести на 64-километровом участке М-3 «Украина» (107—173 км), а также на шести участках трассы М-4 «Дон». Еще на одном участке М-4 — с 21-го по 121-й км — предлагается увеличить максимально разрешенную скорость с нынешних 110 км/ч до 130 км/ч.
Еще больше таких участков компания планирует открыть в течение 2013—2019 годов.
Кроме того, по замыслу «Автодора», новый скоростной режим должен быть введен на всем протяжении новой строящейся платной трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург,
а также на двух участках Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), строительство которой запланировано на 2014 год. В общей сложности госкомпания предлагает ввести новый скоростной режим на участках, протяженностью 2304 км, из них 911 км — уже в этом году.
«Все эти дорогие находятся в нашем доверительном управлении. Какие-то из них уже построены или реконструированы, а какие-то еще нет, — рассказал «Газете.Ru» источник в ГК «Автодор». — Мы хотим повысить скорость, прежде всего там, где качество дороги соответствует всем необходимым требованием». По словам собеседника, среди предлагаемых участков будут и платные, и бесплатные — во главу угла будет ставиться техническое состояние дороги, а не вопрос оплаты.
«Мы занимаемся развитием именно скоростных дорог. И какой смысл вкладывать в реконструкцию и строительство миллиарды, чтобы на выходе получить такой же скоростной режим, как и на дорогах второй-третьей категории», — отметил собеседник.
Когда именно вступят в силу новые нормативы — пока неясно. В «Автодоре» рассчитывают, что уже в этом году. Еще в мае глава компании Сергей Кельбах рассказывал «Газете.Ru», что соответствующее постановление правительства может быть принято в самое ближайшее время. Однако точных сроков ни в «Автодоре», ни в ГИБДД пока не называют.
«Мы провели обследование трасс и выделили участки, где можно безопасно повысить скорость движения, — сказали «Газете.Ru» в ГИБДД России. — В настоящий момент изменение скоростного движения обсуждается с госкомпанией «Автодор», за которой закреплены эти трассы».
В ГИБДД при этом подчеркнули, что в этом году могут быть повышены максимальные лимиты лишь для категории «скоростные дороги» — с 90 до 110 км/ч. «Автодор» может предлагать любое повышение, но для более существенных сдвигов (до 120—130 км/ч) нужно одобрение всех заинтересованных ведомств и соответствующее постановление правительства. В ближайшей перспективе, насколько я знаю, ничего такого не планируется, по крайней мере, проект поправок туда пока не внесен», — добавил собеседник в ведомстве.
Гендиректор автошколы «Автоволна» Владимир Галицкий считает предложение «Автодора» разумным.
«Если качество дорог соответствует высоким стандартам, то увеличение максимального лимита на 20—30 км/ч будет только на пользу, — заявил он «Газете.Ru».
— Все равно вне населенных пунктов все давно уже ездят с превышением скорости».
По его мнению, когда действующие нормы принимались, по дорогам ездили «совсем другие машины», поэтому в некоторых местах их можно изменить.
«У каждого водителя своя максимальная скорость. Те, кто ездит под 130—150 км/ч, так и будут ездить, поэтому здесь просто часть автомобилистов возвращают в правовое поле, и максимальная скорость в 130 км/ч является оптимальным вариантом», — добавил он.
По мнению эксперта, повышение максимально разрешенной скорости не окажет негативного влияния на аварийность.
«Аварии происходят из-за неправильных действий водителя, а не из-за того, где какой скоростной режим установлен.
Более того, водители теперь будут чувствовать себя относительно спокойнее, потому что не нужно бояться, что внезапно появившийся сотрудник ГИБДД, зафиксировавший превышение скорости, возьмет его за одно место. Не нужно будет резко сбрасывать скорость перед видеокамерами или полицейскими, а значит, и связанных с этим аварийных ситуаций будет меньше», — считает эксперт.