Реанимацией новоуральского завода АМУР, долги которого составляют 4,5 млрд рублей, займется корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ). Соответствующая договоренность была достигнута между губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым и гендиректором «Уралвагонзавода» Олегом Сиенко.
«Мы достигли договоренности о том, что корпорация «заходит» в АМУР для решения главного вопроса, который беспокоит людей и власти, — это зарплата, рабочие места и уплата налогов», — заявил по поводу соглашения глава правительства Свердловской области Денис Паслер. Ожидается, что соглашение о намерениях УВЗ и регион планируют подписать в течение этой недели.
«Из-за того, что некоторые собственники предприятий не умеют вести бизнес, не имеют четких планов развития, последствия бездарного руководства перекладываются на плечи власти и людей. Такая ситуация недопустима», — заявил в понедельник Куйвашев.
Долги по заработной плате на заводе, накапливавшиеся с октября 2011 года, сейчас составляют около 30 млн рублей, общая задолженность предприятия, находящегося в стадии банкротства, составляет 4,5 млрд рублей. Полиция Новоуральска 20 августа возбудила уголовное дело в отношении руководства завода, которое подозревают в «причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием».
Ранее уволенные сотрудники завода 20 августа объявили голодовку, требуя погашения долгов по зарплате. Акция завершилась 24 августа после выплаты части задолженности. Однако, так и не дождавшись остальных выплат, бывшие сотрудники предприятия 3 сентября возобновили голодовку. Изначально в ней приняли участие около 100 человек, 24 из которых разместились в одном помещении, остальные — дома. Позже пять работников завода были госпитализированы. Одна из госпитализированных участниц акции впоследствии вернулась в ряды голодающих. В настоящее время в голодовке участвуют 87 человек: 22 человека в одном помещении, остальные дома.
По словам члена инициативной группы заводчан Ирины Запрудиной, всего 22 голодающим по состоянию на конец прошлой недели были должны 1,07 млн рублей на конец прошлой недели. В понедельник на завод поступил транш в 3,1 млн рублей, из которых голодающим заплатят 177 тыс., а остальные деньги уйду на погашение долгов остальным рабочим.
Местные власти давно уже пытались решить проблемы многострадального завода, однако самостоятельно, судя по всему, решить проблему им оказалось не под силу. В области не скрывали, что очень хотели бы, чтобы завод взял под свое крыло именно «Уралвагонзавод». «Таким инвестором мы сегодня видим корпорацию «Уралвагонзавод» и ОАО «ЗИЛ». И с тем, и с другим ведутся переговоры. Велись переговоры в том числе с иностранными инвесторами по возможному размещению на предприятии производства легковых автомобилей, автобусов», – сообщал ранее зампред правительства области Александр Петров.
Глава региона 3 сентября направил письмо вице-премьеру Дмитрию Рогозину с просьбой найти АМУРу нового хозяина. «В целях стабилизации ситуации на социально значимом предприятии Новоуральска прошу вас поручить Министерству промышленности и торговли РФ рассмотреть во взаимодействии с заинтересованными сторонами вопрос привлечения холдинговых структур с государственным участием для размещения перспективных производств на площадях ЗАО «АМУР», – говорилось в письме Куйвашева. Судя по всему, в Москве призыв о помощи со стороны уральских властей услышали.
Впрочем, бывшие рабочие не спешат радоваться новому повороту событий вокруг завода.
«Пока не будет официального документа подписанного, что он выкупил, мы не поверим, — заявил «Газете.Ru» участник голодовки, бывший работник завода Василий Хабидулин. — Это мы уже проходили и обжигались на этом. Мы уже и «Мерседесы» выпускали, и трамваи, и английские машины, и сейчас все это похоже на PR-ход перед выборами».
Он отметил, что голодовка дается экс-сотрудникам АМУРа непросто. «Голодовка продолжается, и всем очень тяжело. В настоящее время у нас уже пять раз вызывали «скорую помощь», пятерых увозили», — рассказал он. Сам Хабидулин, судя по медленной речи и уставшему голосу, также ощущает на себе последствия голодовки.
Завод АМУР был основан в 1967 год как дочернее предприятие ЗиЛа по производству комплектующих. Грузовые автомобили предприятие выпускало с 1977 года. Первое банкротство завод пережил в 2002 году, а спустя год был выкуплен банком «Северная казна», который провел реструктуризацию предприятия, ставшего ЗАО «Автомобили и моторы Урала», и привел на завод иностранного инвестора – индийскую TATA Motors. Стороны планировали начать выпуск грузовиков Tata-407 и Tata-613, но проект остался в стадии разработки.
С 2006 по 2008 год завод выпускал внедорожник ZXAuto Landmark по технологии Great Wall Motors, после чего проект был признан нерентабельным и закрыт. В 2010 году предприятие договорилось с Renault Trucks о совместном выпуске среднетоннажных грузовиков Renault Midium, но из-за тяжелого финансового положения и банкротства АМУРа в июле 2011 года проект был закрыт.
С января этого года в связи с банкротством АМУРа на заводе было введено конкурсное управление, а в марте все сотрудники (на тот момент их было 560 человек) получили предписания об увольнении. Сейчас на заводе работают 174 человека, которые, по официальной информации, обслуживают очистные сооружения и коммуникации завода.
Что именно будет производить УВЗ в Новоуральске, пока неизвестно. По данным издания Ura.ru, которое ссылается на департамент информационной политики губернатора области, корпорация будет использовать площадку АМУРа для размещения заказов в рамках кооперации. «Это позволит запустить работу производства и сделать стабильной обстановку в Новоуральске», — рассказали агентству в департаменте.
По мнению автоаналитика «Финам» Дмитрия Баранова, есть два сценария развития ситуации. При первом — кредиторам отдают долги после продажи имущества завода. При втором варианте
«Уралвагонзавод» выкупит весь завод, погасит его долги, и тогда новые владельцы будут заниматься его дальнейшим развитием». По мнению Баранова, УВЗ может приспособить АМУР под производство грузовиков на рельсовом ходу. Производство вагонов там наладить не получится.
Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин обращает внимание, что в спасении АМУРа «Уралвагонзаводом» больше политики и символизма, нежели экономической целесообразности. «Власть сейчас не хочет никаких возможностей для социальных потрясений, — объяснил политолог «Газете.Ru». — У нее сейчас один из самых больших рисков — это если политический протест соединится с протестом социальным. По возможности надо купировать любой протест, причем разными способами. Сейчас здесь завод, соответственно, спасают. «Уралвагонзавод» близок Кремлю. Не уверен насчет экономических резонов, но в том, что близость к власти является двойственной, сомнений нет. С одной стороны, завод получает государственные заказы, но, с другой стороны, он за это должен выполнять какие-то поручения сверху, в том числе носящие такой ярко выраженный политический характер. Не уверен, что этот проект интересен с экономической точки зрения».