Новый российский электромобиль El Lada этой осенью будет выпущен компанией «АвтоВАЗ». Пилотная партия в сто машин на базе Lada Kalina отправится в Ставропольский край. О полноценном серийном запуске электрокаров речь пока не идет. По мнению экспертов, развитию «зеленых» технологий в России препятствует неразвитая инфраструктура и географические особенности, но работать в этом направлении все равно надо.
«Первая партия электромобилей, получивших название El Lada, будет готова этой осенью, первые машины будут использоваться в качестве такси в Ставропольском крае. Свою работоспособность El Lada доказала летом 2011 года, пройдя эксплуатационные тесты в курортной зоне края», — сообщили в пятницу в пресс-центре «АвтоВАЗа». Более подробную информацию в компании обещали презентовать в рамках Московского международного автосалона, который пройдет с 29 августа по 9 сентября.
Ставрополье планирует покупку электромобилей в рамках региональной программы по внедрению экологически чистого транспорта. Местные чиновники остались довольны прошлогодними испытаниями двух экземпляров El Lada. Тогда электромобиль показали в Ставрополе и Невинномысске, он совершил 230-километровый переезд в Кисловодск. Ставропольские власти не скрывают, что очень хотели бы наладить производство электромобилей у себя в регионе.
При проектировании и производстве «АвтоВАЗ» использовал собственные наработки в рамках предыдущих проектов, которые берут начало еще с 70-х годов прошлого века. В частности, с 1995 года в Тольятти на заказ собирали электромобиль ВАЗ-1111 на базе «Оки».
Отечественных комплектующих в новой машине пока не так много. «АвтоВАЗ» выпустит для нее редуктор и привод колес электромобиля.
Асинхронный электромотор мощностью 60 кВт, инвертер (блок управления электродвигателем), электрический отопитель и блок DC/DC (аналог генератора) поставит швейцарская фирма MES S.A. Аккумулятор (литий-фосфат-железо) будет закуплен в Китае. Зарядное устройство поставит швейцарская BRUSA. О полноценном серийном производстве электрокара речь пока не идет: в компании говорят, что многое будет зависеть от спроса. По некоторым данным, общий объем пилотной партии составит 1000 электромобилей
Максимальная скорость El Lada составит 120–130 км/ч, запас хода – 140–150 км. Подзарядка будет осуществляться от бытовой электросети около 8 часов.
Цена машины пока официально не названа. В прошлом году представители завода утверждали, что стоимость производства одного электромобиля составила около 1 млн рублей. Наблюдатели предполагают, что розничная цена El Lada в итоге составит 1,1–1,2 млн рублей. Это значительно меньше, чем стоимость электромобиля Mitsubishi I-miev – единственного электрокара, который сейчас официально поставляется в Россию. При стоимости 1,8 млн рублей по своим основным техническим характеристикам он мало отличается от El Lada. Особой популярностью I-miev пока не пользуется – с момента начала продаж в октябре прошлого года было реализовано меньше 100 экземпляров.
Ставропольские власти не первые, кто заинтересовался «зелеными» технологиями. Электромобили уже используют для экскурсий в музее-заповеднике «Царское Село», а недавно «Почта России» объявила, что для краснодарского отделения к Олимпиаде-2014 планируется закупить сто электрокаров Renault моделей Kangoo Z.E и Twizy. С мая этого года компания проводит их тестирование.
По мнению исполнительного директора агентства «Автостат» Сергея Удалова, создание El Lada является для «АвтоВАЗа» логичным воплощением предыдущих наработок в этой области. «Завод всегда занимался такими проектами. У них был и автомобиль на водороде, и электромобили они разрабатывали очень давно,
— заявил он «Газете.Ru». – Все глобальные компании ведут разработки в этом направлении, которое рано или поздно все равно будет востребовано. Чтобы не отстать от общего тренда, эти технологии нужно развивать, и здесь «АвтоВАЗ» тоже будет конкурентоспособным».
Эксперт считает, что одним из преимуществ электрокара должна стать его более низкая цена по сравнению с другими разработками. «Что касается качества, то я не знаю, как сейчас, а раньше разработки, о которых я упомянул, велись вместе с военными, и там были очень хорошие компактные электродвигатели. Вполне вероятно, что-то интересное будет использоваться и сейчас», — считает Удалов.
По его мнению, в России развитие электромобилей будет происходить намного медленнее, чем в других странах. «В первую очередь они развиваются в таких странах, как Израиль, где относительно небольшие расстояния, хороший климат и можно поставить достаточно много заправок.
У нас огромные расстояния, низкая плотность дорог и масса других факторов объективно препятствуют эксплуатации электрокаров.
Больше возможностей ездить в крупных городах, таких как Москва, но там серьезные пробки, и надо уже смотреть, на сколько хватит заряда батареи, — считает Удалов. – Обычного покупателя сейчас заинтересовать очень сложно. Нужны какие-то льготы, низкая цена и чтобы потенциальный владелец заранее был готов к тому, что ездить придется лишь небольшие расстояния».
Аналитик считает, что для развития новых технологий необходима поддержка со стороны государства. Это понимают и чиновники. В июле Российское энергетическое агентство (РЭА) объявило о намерении направить в Госдуму проект закона, стимулирующего продажи электрокаров.
В частности, РЭА предлагает освободить владельцев электромобилей от уплаты транспортного налога, а производителей таких машин — от налога на добавленную стоимость. Помимо этого планируется установить нулевую ставку таможенной пошлины на ввоз самих электромобилей и компонентов к ним.