На сайте ГИБДД России обнародована статистика аварийности за семь месяцев 2012 года. Согласно данным ведомства, за январь–июль произошло 107 282 автокатастрофы с пострадавшими — это на 5,8% больше, чем в прошлом году. В этих ДТП 13 843 человека погибли (рост на 3,1%) и 137 713 получили ранения (рост на 7,1%).
Антирекорд аварийности закрепился за Москвой, где самый большой автопарк в стране --4,2 млн автомобилей.
За семь месяцев текущего года в столице зафиксировано 6765 ДТП (рост на 8,5%), в которых 401 человек погиб и 7955 получили ранения. Второй в этом рейтинге идет Московская область, откуда также регулярно поступают сводки о крупных ДТП. За январь–июль этого года в регионе произошло 4975 аварии (снижение на 6,4%), в которых 892 человека погибли (рост на 1,1%) и 6317 получили ранения (снижение на 6,1%).
Серьезно ухудшается ситуация с аварийностью в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где за семь месяцев произошло 6293 автокатастрофы (рост на 12,9%), жертвами которых стал 581 человек (рост на 15,7%) и 7856 получили ранения (рост на 13,6%).
Чаще всего аварии происходят по вине водителей, нарушающих ПДД. Несоблюдение скоростного режима, выезд на встречную полосу или проезд перекрестка на красный сигнал светофора спровоцировали 94 020 автокатастрофы (рост на 7,7%), жертвами которых стали 12 150 человек (рост на 8,5%), еще 125 587 получили травмы (рост на 8,5%).
Вторая причина аварийности в стране – это неудовлетворительное состояние улиц и дорог. При этом количество автокатастроф из-за разбитых дорог постоянно растет.
За семь месяцев текущего года ГИБДД зафиксировало 24 600 аварий, спровоцированных плохим качеством дорожного полотна, – это на 8,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с тем, растет и тяжесть последствий таких аварий: в них погибли 3907 человек (рост на 16,5%) и 31 915 получили ранения (рост на 10,7%).
Во многом последние инициативы российских властей на ниве безопасности дорожного движения направлены на борьбу с нетрезвыми водителями. Однако аварии по вине автомобилистов, в крови которых были обнаружены следы алкоголя, происходят в четыре раза реже, нежели из-за разбитых дорог. Стоит отметить, что с введением в России «сухого закона» для водителей «пьяным» признается даже тот автомобилист, в крови которого обнаружено минимальное содержание алкоголя. С участием таких водителей в России за семь месяцев произошло 6703 ДТП (рост на 3,9%), в которых 1005 человек погибли (снижение на 12,1%) и 9857 были ранены (рост на 3,9%).
С реформой правил проведения технического осмотра автомобилей, в ходе которой процедуру передали из ведения ГИБДД частным компаниям, выросло число аварий из-за неисправности автомобилей.
За семь месяцев текущего года произошло 556 таких аварий (рост на 5,1%), в которых 159 человек погибли (рост на 42%) и 795 человек получили ранения (рост на 10,1%).
Растет число автокатастроф, совершенных водителями, которые скрылись с места ДТП. По вине водителей неустановленных транспортных средств за семь месяцев произошло 4140 аварии (рост на 5,2%), в которых 311 человек погибли (снижение 14,3%) и 4005 получили травмы (рост на 7,4%).
Негативные тенденции наметились и в области детского травматизма в ДТП. Несмотря на пропагандистские меры, принимаемые ГИБДД, число жертв аварий среди несовершеннолетних растет. За январь–июль этого года с участием детей произошло 11 713 автокатастроф (рост на 7,2%), в которых погибли 520 детей и подростков (рост на 5,5%) и 12 364 получили увечья (рост на 7,6%).
Член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов назвал «Газете.Ru» причины ухудшения ситуации на российских дорогах.
«Я предсказывал рост аварийности, — говорит эксперт. — В 2006 году, когда была принята федеральная целевая программа по борьбе с аварийностью, было много этапов. Но вот один этап, который в первую очередь муссировался, это увеличение штрафов. То есть хотели шоком заставить автомобилистов испугаться. Но любой шок проходит, и через какое-то время наступает обратный эффект. Автомобилисты привыкали к новым штрафам, перестали бояться, вот и результат».
Еще одной причиной роста аварийности может быть сокращение числа инспекторов ДПС. Например, по словам Холодова, который входит в общественный совет при ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где наблюдается серьезный рост ДТП, штат гаишников был сокращен примерно на 30 процентов.