За прошедшие полгода транспортная ситуация в Москве продолжила ухудшаться. При этом основная тенденция остается прежней: резко падают средние скорости передвижения автомобилей. Это следует из отчета, подготовленного для «Газеты.Ru» компанией «Геолайф», которая занимается исследованием трафика в столице.
Средние скорости автомобилей за первые шесть месяцев текущего года снизились на 10%. «Это остается значительным и тревожным фактором в оценке московской транспортной ситуации», — констатируют авторы исследования.
В I полугодии средняя скорость передвижения в будние дни (с 6.00 до 20.00) по городу упала до 23,9 км/ч, в то время как за аналогичный период прошлого года она составляла 26,6 км/ч.
Пик загрузки дорог приходится на время с 7.00 до 10.00 в первой половине дня и с 17.00 до 19.00 – во второй. Средняя скорость в выходные дни (с 6.00 до 20.00) по итогам полугодия не изменилась и составила 32 км/ч.
При построении отчета аналитики обработали 1,2 млрд сообщений, переданных из автомобилей, проехавших по городу 35,8 млн километров.
В «Геолайфе» считают, что на изменение средних скоростей оказывает влияние начало массовой реконструкции крупных городских магистралей. Однако основным фактором, приведшим к снижению темпов движения, по-прежнему остается увеличение количества машин на фоне практически прежней модели организации движения в городе и протяженности улично-дорожной сети.
Самое серьезное падение скорости наблюдается на участках, где были введены полосы для общественного транспорта. Так, на проспекте Андропова из центра в область в этом году средняя скорость упала с 36 до 23 км/ч (–36,1%), на Ярославском шоссе из центра — с 44 до 31 км/ч (–29,5%), на Волоколамском шоссе из центра — с 35 до 29 км/ч (–17,1%), на Боровском шоссе из центра — с 34 до 28 км/ч (–17,6%).
Ранее столичные власти подчеркивали, что ситуация в городе улучшится только в кульминацию транспортной программы, рассчитанной до 2016 года.
«Не ждите быстрого улучшения: нужно провести целый комплекс мероприятий – на это программа на пять лет и рассчитана, – прокомментировали снижение скоростей «Газете.Ru» в департаменте транспорта Москвы, добавив, что аналогичных исследований не проводят. – Нужно отдавать себе отчет: это не сказка и не волшебство, и по мановению волшебной палочки ситуация в городе не изменится».
Во вторник в департаменте транспорта заявили, что проводят исследования динамики средних скоростей для наземного общественного транспорта. По данным ведомства, средняя скорость передвижения общественного транспорта по выделенным полосам увеличилась на 25—30%. Более конкретных цифр скорости по магистралям названо не было.
Эксперты в сфере градостроительной политики разводят руками: в Москве катастрофически не хватает дорог, поэтому все остальные меры эффекта не принесут, а будут только усугублять ситуацию.
«В городе нужно в два раза больше улиц, — заявил «Газете.Ru» ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству Александр Стрельников. –
В США и Канаде 30% территории покрыты дорогами, в Европе –25%, а в Москве — 8,7%. Это история долгого развития города без автомобиля».
Ученый добавляет, что власти слишком смело ввели выделенные полосы. «Редко где работают хорошо и не решают проблему въезда в кварталы, — говорит Стрельников. — Прежде чем вводить мероприятие, проверьте на моделях». По его словам, транспортную ситуацию в городе парализуют многочисленные офисные и коммерческие здание в центре города. «Раньше в центре города было, как правило, двухэтажное жилье, — вспоминает он. — Но началось строительство офисных зданий. Я был свидетелем, как нарушались правила на это переоборудование. В итоге в центре города автомобиль вытеснил общественный транспорт. Это великое хулиганство, на которое (власти) смотрят закрыв глаза».