В пятницу департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы подвел итоги работы общественного транспорта за первое полугодие 2012 года.
Меры, направленные на популяризацию общественного транспорта в Москве, оказались эффективными. Напомним, в борьбе с пробками чиновники из команды Сергея Собянина придумали как можно больше автомобилистов пересадить на автобусы и троллейбусы.
Пассажиропоток за шесть месяцев 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года вырос на 63 млн пассажиров (+2,8%) — до 2,38 млрд человек, привел статистику «Газете.Ru» департамент транспорта.
«Это превышает темпы роста населения и свидетельствует о растущей популярности общественного транспорта», — уверены в ведомстве.
Рост пассажиропотока происходит в основном за счет рельсовых видов транспорта. Так, на метро прирост составил 38,7 млн, а на пригородном железнодорожном сообщении — 36,3 млн пассажиров. В этом году власти уже закупили 80 новых подвижных составов метро (до конца года планируется приобрести еще 240 вагонов). Чиновники отмечают, что в новых вагонах есть кондиционеры и wi-fi, на 30% ниже уровень шума, в два раза больше мест для инвалидов, размещены информационные системы, применяется система обеззараживания воздуха.
В пригородных железнодорожных перевозках задействованы уже 570 поездов. В этом году также планируется запустить дополнительно семь новых электропоездов под экспресс-перевозки. При этом все вновь поступающие вагоны оборудованы системой кондиционирования, новыми дверьми, экологически чистыми туалетными комплексами, отмечают в департаменте транспорта.
Однако основные надежды власти связывали с наземным общественным транспортом, который остается крайне непопулярным среди жителей города.
С прошлого года в Москве стали активно внедрять выделенные полосы для автобусов и троллейбусов, штраф за движение по которым для водителей с 1 июля вырос с 300 до 3000 рублей.
Судя по итогам полугодия, количество пассажиров, которые пользуются наземным общественным транспортом, практически не изменилось и составило 793 млн человек (прирост менее 1%).
При этом в департаменте транспорта заявляют, что средняя скорость передвижения общественного транспорта по выделенным полосам увеличилась на 25—30%.
Эксперты, в свою очередь, отмечают, что выделенные полосы используются недостаточно эффективно: автобусы ходят с интервалом в 10—20 минут, поэтому редкий автовладелец поменяет комфортный автомобиль, пусть даже и в пробке, на перспективу мерзнуть или томиться в жаре в ожидании маршрутки. «Транспорт по выделенным полосам должен идти постоянно, — сказал «Газете.Ru» академик Российской академии транспорта Олег Дунаев. — Если привести пример Лондона, то там идет автобус за автобусом, а у нас этого нет. Пока этого не будет, маловероятно, что человек пересядет с автомобиля на автобус».
Аналитики, которые занимаются исследованием трафика на столичных дорогах, отмечают, что на всех участках, где появились спецполосы, серьезно упали средние скорости остального потока.
По данным компании «Геолайф», подготовившей анализ для «Газеты.Ru», на проспекте Андропова из центра в область в этом году средние скорости упали с 36 до 23 км/ч (–36,1%), на Ярославском шоссе из центра с 44 до 31 км/ч (–29,5%), на Волоколамском шоссе из центра с 35 до 29 км/ч (–17,1%), на Боровском шоссе из центра с 34 до 28 км/ч (–17,6%).
Чиновники заверяют, что жители города будут активнее пользоваться общественным транспортом, который должен стать более комфортабельным. Москва в этом году уже закупила около 800 новых автобусов и троллейбусов, еще 900 купят до конца года. Всего к 2016 году власти планируют приобрести 5,5 тыс. новых автобусов, 700 троллейбусов и 300 трамваев — на 88 млрд рублей. Кроме того, пассажиров будут завлекать бесплатным wi-fi.
Как сообщили «Газете.Ru» в ГУП «Мосгортранс», в первом полугодии 2012 на общественном транспорте было совершено примерно 800 млн поездок, что совпадает с прошлогодними показателями. На сегодняшний день парк ГУП состоит из 1674 троллейбусов и 7442 автобусов, из которых 2070 ЛИАЗов поступили за последний год.
По данным Коллегии правовой защиты автовладельцев, водители вряд ли согласятся пересесть в автобусы.
«Согласно нашему опросу, те, кто сидел за рулем, они в троллейбус не пересели и не пересядут, — заявил «Газете.Ru» глава коллегии Виктор Травин. — Увеличился пассажиропоток за счет детей и жен, которых эти водители подвозили. Но задача-то была пересадить именно водителей, чтобы машин на дорогах было меньше, а этого не произошло».
Глава Московского центра по борьбе с пробками Александр Шумский считает, что выделенные полосы неэффективны, так как их сделали на существующей улично-дорожной сети, которая никогда не была предусмотрена под спецполосы. «Постоянные повороты и съезды осуществляются через эти полосы, — говорит эксперт «Газете.Ru». — Может быть, стоило отложить их введение, пока не закончена реконструкция магистралей, которая под эти полосы и затевалась».
Шумский считает, что кардинально изменить ситуацию в пользу общественного транспорта может запуск единого билета на транспорте (должен появиться к концу этого года). «Там будет новая тарифная сетка и стоимость проезда на троллейбусе и метро будет адекватна, — отмечает эксперт. — Сейчас проехать с одного конца Москвы в другой стоит практически столько же, сколько на автомобиле. Но только на машине ехать комфортнее».