Европейские авторынки демонстрируют резкий спад. По предварительной информации Европейской ассоциации производителей легковых автомобилей, в первом полугодии продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в Евросоюзе упали на 8%.
По данным Немецкой ассоциации автопроизводителей (VDA), за первые 6 месяцев 2012 года объем регистраций на авторынке Германии составил 1,63 млн единиц, что всего на 1% больше, чем в первой половине прошлого года. При этом подавляющее число продаж пришлось на модели немецких марок — 1,15 млн штук в январе — июне.
Несмотря на общий рост продаж, реализация популярных моделей в Германии пошла на убыль.
Самым продаваемым автомобилем в первом полугодии оказался Volkswagen Gorf/Jetta продажи которого сократились на 0,5%, до 128 032 машин. На второй строчке Volkswagen Passat (46 692; –13%), третье место занял Volkswagen Polo (43 116 авто; –11,2%), сообщает федеральное транспортное агентство (KBA).
На 1% сократилось производство, до 2,83 млн автомобилей. Президент Объединения автомобильной промышленности (VDA) Маттиас Виссман, выступая 3 июля в Берлине на пресс-конференции по итогам первых шести месяцев, подтвердил прогноз на весь 2012 год, согласно которому объемы продаж в Германии составят порядка 3,1 миллиона единиц. Это чуть ниже рекордного прошлогоднего показателя.
Британский рынок, падавший в течение всего 2011 года, в этом году демонстрирует рост. По итогам первых шести месяцев продажи выросли на 2,7%, до 1,057 млн автомобилей. Как отмечают в Британском обществе автопроизводителей и автодилеров (SMMT), основным источником роста стали розничные продажи, которые увеличились на 8,7%.
В то же время корпоративные продажи остались на уровне прошлого года, что обусловлено снижением деловой активности в условиях долгового кризиса в Европе. Согласно прогнозу SMMT, всего в 2012 году в Великобритании будет реализовано 1,97 млн машин (+1,5% к прошлому году).
Среди марок лидерство сохраняет Ford, реализовавший 150 378 автомобилей (+4%). На втором месте идет британский Vauxhall, продажи которого снизились на 9% и составили 115 932 машины. Третий результат показал Volkswagen — 95 805 проданных автомобилей (+1,6%).
Французский, испанский и итальянский рынки продолжают падать. Это связано с ростом уровня безработицы, обострением долгового кризиса в ЕС и ориентированием национальных производителей на европейского покупателя.
«Если семь из десяти автомобилей, изготовленных в Германии, отправляются на экспорт за пределы Евросоюза, то у французских, испанских и итальянских производителей, в частности, FIAT и Peugeot-Citroen, стратегия противоположная. До тех пор пока не будет сделана окончательная ставка на развивающиеся рынки и закрыты лишние европейские заводы, производители будут терпеть убытки», — говорит эксперт из Center of Automotive Management Штефан Братцель в интервью Deutsche Welle.
Автомобильный рынок Франции по итогам полугодия сократился на 13,4% и составил 1,255 млн машин. При этом продажи автомобилей в этой стране уже в течение восьми месяцев показывают падение — в июне на 0,9%, до 246 385 машин.
По данным Французской торговой палаты (CCFA), лидером французского рынка по итогам января — июня остается Renault, реализовавший 266 552 машины (–15,4%). Второе место занимает Peugeot с показателем 204 034 проданных автомобиля (–21,1%). Реализация Citroen за полугодие составила 184 647 машин — на 18,8% меньше, чем годом ранее.
Испанские продажи за шесть месяцев 2012 года упали на 8,2%, до 406 070 автомобилей, сообщает национальная ассоциация производителей легковых и грузовых автомобилей (ANFAC). В условиях слабой национальной экономики и недоступности автокредитования количество заказов у дилеров продолжает снижаться: в июне паление составило 14%.
В сложившейся ситуации власти провинции Кантабрия запустили программу поддержки покупательской активности, однако, как отмечают в ANFAC, для видимых результатов правительство страны должно начать оказывать господдержку всем покупателям автомобилей.
Лучше всего в стране продается Volkswagen, реализация которого сократилась на 4,5% по сравнению с первым полугодием 2011 года и составила 37 935 автомобилей. На втором месте Peugeot с показателем 32 727 проданных автомобилей (–3,1%). На третьем месте идет местный бренд SEAT, чей результат составил 32 378 машин (–19,8%).
Свой вклад в падение продаж на итальянском рынке внес новый топливный налог, введенный правительством Марио Монти после землетрясения 31 мая. По решению правительства каждый литр топлива будет стоить на два цента дороже, а собранные средства пойдут на ликвидацию последствий стихии, от которой пострадали в том числе и предприятия автомобильной промышленности.
Как сообщает Итальянская ассоциация автопроизводителей (ANFIA), с января по июнь было продано всего 128 388 машин, что на 24,4% ниже прошлогоднего результата за аналогичный период. Это ниже показателей 30-летней давности. При этом в ANFIA ожидают дальнейшего снижения продаж, обусловленного также и экономическими проблемами в еврозоне.
Самой продаваемой в Италии автомобильной маркой остается Fiat, который в первом полугодии реализовал 168 038 машин (–20,6%), заняв 20,9% на местном рынке. На втором месте идет Volkswagen, снизивший реализацию на 18%, до 66 126 единиц. Третью строчку занимает Ford, чей результат составил 59 002 автомобиля (–34%).
Эксперты считают, что кризис европейского автомобильного рынка вызван как его перенасыщенностью, так и осторожностью самих европейцев.
«Европейские рынки достаточно зрелые, и здесь наблюдается насыщение, то есть потребность европейцев в автомобилях в целом уже удовлетворена, — рассказал «Газете.Ru» аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. — Спрос на новые машины возрастает тогда, когда их покупка становится особенно выгодной. Например, когда падают ставки по автокредитам или проводится стимулирующая политика со стороны государства, как после финансового кризиса 2008 года. Сейчас можно говорить, что такие меры поддержки в Европе закончились. Из-за их отсутствия, а также из-за эффекта более высокой базы 2011 года в ряде европейских стран мы видим снижение продаж».
По его мнению, важнейшим сдерживающим фактором роста рынка является поведение самих европейцев. «Спрос на товары элитного пользования, к которым относятся автомобили, влияет так называемая уверенность потребителей. То есть видение своего бюджета в долгосрочной перспективе. Сейчас новые кризисные явлениями в Европе влияют на финансовые рынки, банковскую политику, следовательно, происходит уменьшение потребительской уверенности. Население сейчас стремится воздержаться от покупки товаров длительного пользования, к которым относятся автомобили. Этим нынешняя ситуация очень напоминает финансовый кризис 2008 года, когда отмечалась похожая ситуация», — считает аналитик.