По итогам первого полугодия российский рынок вырос на 14%, до 1 413 769 автомобилей. Об этом говорится в ежемесячном отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), опубликованном в понедельник. В июне рынок показал 10-процентный рост, что в количественном отношении равно 272 215 реализованным машинам.
«С объемом продаж в июне более чем 272 000 штук российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей достиг наилучших месячных показателей, начиная с июля 2008 года. Совокупный объем продаж за первые шесть месяцев этого года в 1 410 000 машин также вышел на новый рекорд четырехлетнего периода», — говорит и. о. председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Крупнейший участник рынка «АвтоВАЗ» продолжает показывать отрицательную динамику, связанную с эффектом низкой базы после завершения программ утилизации и льготного кредитования.
С января по июнь тольяттинский завод продал 250 732 автомобиля, что на 14% ниже показателей прошлого года. При этом июньское падение составило 18% (45 032 машины против 55 029, проданных в 2011 году).
Восстановить продажную динамику заводу должны помочь мощности ижевского автозавода, освобожденные от производства «семерок». Первая партия из 50 машин Lada Granta, самой востребованной на данный момент модели, сошла с конвейера «Ижавто» 28 июня. В планах «АвтоВАЗа» до конца года выпустить 140 000 «Грант», 27 000 из которых будут ижевской сборки. Кроме того, с 16 июля начинаются продажи семиместного универсала Lada Largus, заказы на который дилеры начали принимать еще 26 июня. Его производство началось в апреле 2012 года. «АвтоВАЗ» намерен выпустить в этом году 27 000 машин.
В самой компании заявляют, что к падению продаж были готовы. «У нас сразу два новых автомобиля, традиционно есть период ramp up (период, когда выпуск автомобилей еще не вышел на полную мощность. — «Газета.Ru»), когда мы постепенно выходим на объемы. Поэтому у нас будут сниженные объемы продаж. На первое полугодие мы запланировали объем продаж на внутреннем рынке порядка 250 000 автомобилей и планировали, что он будет несколько меньше того объема, которые был в прошлом году в первом полугодии, где в полный рост работала программа утилизации. Но мы запланировали 250 000, и ровно эти 250 000 мы выполним», — ранее заявил «Интерфаксу» президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров в кулуарах Петербургского международного экономического форума.
По итогам года завод рассчитывает реализовать с учетом экспорта около 590 000 машин, с учетом машинокомплектов — 700 000 штук.
Среди иностранных брендов по итогам полугодия на первое место вышел Renault. Продажи марки за шесть месяцев достигли 95 579 автомобилей, что на 29% больше показателей за аналогичный период 2011 года.
Следом за ним расположились Chevrolet (95 534 автомобиля; +17%) и Kia (90 997 авто; +19%). Лидер последних месяцев Hyundai оказался на пятом месте по итогам месячных и полугодовых продаж. С января по июнь было продано 89 243 автомобиля этой корейской марки, из них 16 097 машин в июне.
В премиальном сегменте первенство досталось Mercedes, продажи которого составили 16 702 автомобиля (+28%). На втором месте BMW (16 657 машин; +33%), а замыкает тройку Audi, с января по июнь реализовавшая 16 563 автомобиля (+41%).
Общий рост продаж иностранных брендов сопровождался падением реализации популярных моделей. По итогам июня в минус ушла вся первая пятерка самых продаваемых машин. Вместе с Kalina и Priora отрицательную динамику показали Ford Focus и Hyundai Solaris. Корейский бестселлер потерял 12% на июньских продажах, (9515 автомобилей), а реализация «Фокуса» сократилась на 3%, до 8862 машин. Больше остальных потерял Renault Logan, –32% и 5991 автомобиль.
«Падение продаж таких популярных моделей, как Ford Focus или Hyundai Solaris, вызвано некоторым общим торможением рынка в России. На это есть несколько причин. Прежде всего, это повышение ставок автокредитов. Еще одна причина заключается в том, что сейчас лето — многие потенциальные покупатели уехали в отпуск. В-третьих, сказалось и то, что в июне произошла некоторая девальвация рубля. Все это сказалось на том, что продажи самых популярных моделей замедлились», — считает Михаил Пак из «Атона». Он напомнил, что в июле 2011 года продажи Solaris также демонстрировали тенденции к снижению.
В целом Пак положительно оценивает перспективы отечественного авторынка.
«По итогам года темпы роста продаж автомобилей могут немного снизиться, но в более долгосрочной перспективе ситуация выглядит благополучно. Стоит понимать, что по итогам 2011 года на тысячу жителей России приходилось 250–255 автомобилей. В более развитых странах этот показатель находится на уровне 500–600 машин, поэтому я считаю, что здесь у нас есть хороший потенциал для роста. И в первую очередь это будет происходить за счет автомобилей, которые нельзя назвать бюджетными, но и до премиум-класса они не дотягивают, в частности Kia Кio, Hyundai Solaris, Ford Focus, Volkswagen Polo», — считает эксперт.
По мнению Пака, чтобы как-то компенсировать рост процентных ставок, ряд работающих в России крупных автоконцернов будут активнее развивать собственные программы автокредитования.