Немецкий концерн Volkswagen AG смог договориться с налоговыми органами и приступил к оформлению сделки по покупке акций Porsche. В сообщении, распространенном Volkswagen, сказано, что концерн выкупит 50,1% бумаг производителя спорткаров за 3,88 млрд евро ($5,5 млрд).
Договоренность с фискальными органами позволит Volkswagen купить Porsche без уплаты налогов, связанных с размещением двустороннего опциона для приобретения бумаг. Детали договоренностей концерн не разглашает. Таким образом, в уставный капитал альянса будут дополнительно введены 320 млн евро, которые VW должен был заплатить в виде налогов при завершении сделки.
Кроме того, синергия позволит компаниям ежегодно экономить до 700 млн евро и погасить часть долга Porsche в размере 2 млрд евро.
«Объединение сделает сильнее оба бренда в финансовом и технологическом плане. Кроме того, после синергии мы получим высокие возможности для укрепления своей позиции в премиум-сегменте», — заявил главный исполнительный директор Volkswagen Мартин Винтеркорн, которого цитирует издание Automotive News.
«Я не удивлен этой сделкой, — говорит аналитик из Silvia Quandt Research Альберт Деннингхоф. – Рыночная стоимость Volkswagen в этом году оценивается в 57,2 млрд евро, Porsche – 12,8 млрд».
Подписать финальное соглашение стороны намерены в первых числах августа.
«Хотя они уже пользуются технологиями и платформами друг друга (например, Porsche Cayenne был собран на платформе Touareg), когда произойдет полная интеграция, они расширят линейки своего портфолио, – рассуждает аналитик Ernst & Young Иван Бончев. – Передовые технологии, как правило, развивают премиальные бренды. У них выделяется гораздо больше средств на исследовательские работы и всегда тестируются самые современные технологии. Эти технологии смогут применять на более дешевых массовых сегментах. К тому же Porsche занимает ведущие позиции на рынке премиального сегмента, а интеграция с Volkswagen позволит упрочить позиции с основными конкурентами».
Создать альянс концерны планировали еще в 2008 году. Porsche даже взял кредит в размере 10 млрд евро ($13,2 млрд) и собирался поглотить VW. На протяжении всего 2008 года официальные лица немецкого производителя люксовых автомобилей говорили о предстоящей покупке более крупного Volkswagen, чем подогревали интерес инвесторов. В результате этого акции Porsche росли на фондовых рынках.Однако мировой кризис не только сорвал сделку, но и сам Porsche оказался в тяжелом финансовом положении, погрязнув в многомиллиардных долгах. В итоге в 2009 году компании договорились об объединении автомобилестроительных активов в новую группу. Была образована промежуточная холдинговая компания Porsche Zwischenholding GmbH, в которой Volkswagen получил 49,9% акций.
Окончательное слияние, которое по базовому соглашению должно было завершиться в 2011 году, не состоялось из-за переговоров с немецкими налоговыми органами. Кроме того, в марте 2012 года прокуратура Штутгарта выдвинула обвинения в мошенничестве против трех топ-менеджеров Porsche SE.
В официальном заявлении прокуратуры сказано: обвинения против руководства Porsche связаны с неудавшейся в 2009 году попыткой Porsche купить Volkswagen, частью акций которого он владел.
Теперь инвесторы обвиняют бывших руководителей Porsche в том, что при попытке провести сделку представители компании целенаправленно обманывали и вводили в заблуждение. В земельном суде города Брауншвейг лежит жалоба на 2,2 млрд евро против концерна.
Претензии к Porsche были и у нескольких инвестиционных компаний в США.
Всего 41 компания обратилась с исками в суд, обвинив Porsche в скупке акций в спекулятивных целях, что, как утверждают истцы, привело к кратковременному росту цен на акции Volkswagen и в дальнейшем принесло им убыток порядка $1 млрд. Все обвинения Porsche отвергал, называя их необоснованными. В настоящее время расследование сути претензий инвесторов продолжается.