Daimler AG вновь оказался в центре крупного скандала. Британское антимонопольное управление (Office of Fair Trading, OFT) подозревает пятерых крупных дилеров по продаже автомобилей Mercedes-Benz в обмене конфиденциальной информацией и ценовом сговоре. Об этом говорится в официальном пресс-релизе ведомства.
«По итогам проверки было выяснено, что Ciceley Limited, Enza Motors Limited, H&L Garages Limited, Northside Truck & Van, Road Range Limited и Mercedes-Benz UK нарушали антимонопольное законодательство Соединенного Королевства», — заявил старший директор OFT Али Никпей.
С марта 2007 по январь 2010 года дилеры, занимающиеся импортом мини-вэнов и грузовиков, действовали по ценовому сговору. Кроме того, они договорились о разделе рынка и обменивались конфиденциальной коммерческой информацией.
Со своей стороны Mercedes-Benz UK и его родительская компания Daimler AG не только не препятствовали ограничению конкуренции, но и в двух случаях оказывали поддержку своим дилерам, уверены в антимонопольном ведомстве.
В OFT подчеркивают, что результаты расследования пока носят предварительный характер и у продавцов есть время, чтобы предоставить ведомству документы, опровергающие подозрения в ценовом сговоре. В случае если такие документы не будут предоставлены, всех фигурантов расследования ждут крупные штрафы.
Концерн Daimler пока никак не прокомментировал обвинения британских антимонопольщиков.
«Любому производителю нужен сильный продавец. Поэтому дилеры используют различные схемы для увеличения реализации: корпоративные скидки, рекомендованные цены, бонусы. В том числе и то, на чем поймали британских продавцов. Это есть в любой стране мира, и не только у Mercedes, и такая же часть маркетинговой политики компаний», — говорит «Газете.Ru» директор по развитию портала auto-dealer.ru Олег Дацкив.
Проверка Daimler и его продавцов антимонопольным ведомством стала следствием коррупционного скандала, в котором производитель оказался замешан в 2010 году. В рамках разбирательства свою вину признали российское подразделение компании DaimlerChrysler Automotive Russia (ныне — Mercedes-Benz Russia), а также немецкое подразделение Export and Trade Finance GmbH, сообщается в официальном заявлении американского министерства юстиции. В рамках соглашения об отсрочке судебного преследования они выплатят $27,26 млн и $29,12 млн.
Китайский филиал DaimlerChrysler (ныне — Daimler North East Asia) также вступил в это соглашение, признав часть обвинений. Дочерние подразделения Daimler выплатят $93,6 млн в рамках уголовного расследования, а общая сумма в рамках гражданского и уголовного преследования достигнет $185 млн.
«В течение десятилетия Daimler AG и три ее дочерних компании нагло предлагали взятки в обмен на ведение бизнеса по всему миру. Используя офшорные банковские счета, сторонних агентов и обманное ценообразование, эти компании использовали взяточничество как способ ведения бизнеса», — констатировал представитель министерства юстиции США Майтили Раман. По его словам, признание вины Daimler AG и его дочерними компаниями и заключение соглашения об отсрочке судебного преследования должны послужить сигналом для других компаний относительно ведения бизнеса.
В материалах дела фигурируют случаи коррупции в 22 странах, в том числе в Германии, России, Туркмении, Нигерии, Китае, Египте, Греции, Хорватии, Австрии, Турции.
Согласно данным расследования, Daimler AG в период с 1998 по 2008 год применял коррупционные схемы для получения госзаказов на автомобили.
Согласно материалам дела, в России немецкий автопроизводитель выплатил в период с 2001 по 2005 год около 5 млн евро взяток различным чиновникам. «Неправомерные платежи» перечислялись чиновникам через счета офшорных компаний либо передавались представителями Daimler напрямую. За это время компания продала госучреждениям в России автомобилей на 64,6 млн евро.
В числе ведомств, фигурирующих в заключении минюста США, — МВД, Минобороны, гараж особого назначения, предприятия «Доринвест» и «Машиноимпорт», чиновники администраций Нового Уренгоя и Уфы, а также некие «неустановленные лица».
«Откатные схемы пришли в Россию с Запада, и не только Daimler так делает, но и его конкуренты, да и марки непремиального сегмента. Другой вопрос, что в нашей стране все гипертрофировано: если на Западе откаты составляют 5–10%, до у нас — 20–25%. А что касается скандала с самим Daimler, на мой взгляд, это месть властей США за то, что они отказались от Chrysler, который, честно сказать, каждые десять лет впадает в предбанкротное состояние», — считает директор по развитию портала auto-dealer.ru Олег Дацкив.