Эксплуатацией автомобилей мобильной видеофиксации, так называемых парконов, занимается Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Дежурят экипажи семь дней в неделю, с 8 до 20 часов. Сейчас город патрулируют 10 автомобилей. Это чёрные Ford Focus, на капот которых нанесена жёлтая эмблема с надписью «Мобильный видеоконтроль».
На торпедо машины закреплен специальный прибор «Паркон». Со стороны пользователя это широкоформатный ЖК-дисплей с кнопками управления; с другой стороны прибора находятся подсветка для работы в тёмное время суток и две видеокамеры: широкоугольная записывает дорожную обстановку и знаки, а длиннофокусная распознаёт номер автомобиля. Экипаж состоит из двух человек — водителя и специалиста, который работает непосредственно с «Парконом».
По дороге ведущий специалист ЦОДД Михаил Кащеев рассказывает, как работает прибор.
«Комплекс состоит из самого видеорегистратора и модуля навигации ГЛОНАСС/GPS, с помощью которого прибор связывается со спутником и мы получаем точные координаты места, где находится нарушитель, — рассказывает Кащеев.
— Когда экипаж подъезжает к участку, где действует знак «остановка запрещена», мы направляем камеру на припаркованные автомобили таким образом, чтобы в прицельную рамку попал их регистрационный знак. После этого комплекс автоматически начинает работу».
Спецавтомобиль движется со скоростью 30–40 км/ч, при которой прибор может фиксировать нарушения. Сейчас парконы работают на 40 участках, в основном в центре города. В ближайшее время к ним добавятся ещё 29 участков: они согласовываются с ГИБДД. Их число, как уверяют в ЦОДД, будет расти и дальше. Уже в этом году «Мобильный видеоконтроль» начнёт работу по всей столице, от Зеленограда до Бутово. Карты маршрутов, которые патрулируют парконы, размещены на сайте ЦОДД.
У знака «остановка запрещена» специалист из экипажа направляет камеру в сторону стоящих в ряд автомобилей.
Система автоматически включается. Ford медленно проезжает мимо десятков припаркованных автомобилей, а «Паркон», попискивая, фиксирует их номерные знаки. В кадр попадают и дорогие иномарки, и отечественные «Жигули». При этом спецавтомобиль проезжает участок не менее двух раз — с интервалом не меньше чем пять минут. Если неверно припаркованный автомобиль остаётся на запрещённом месте, то он считается нарушителем, а его владельцу выписывается штраф.
Под конец рабочей смены экипаж подъезжает к центру автоматизированной фиксации правонарушений ГИБДД и при помощи Wi-Fi сбрасывает всю информацию на полицейский сервер. После обработки данных ГИБДД в течение трех дней рассылает автовладельцам штрафные квитанции. В них указывается точное место, где стояла машина; также прилагается фотография автомобиля в подтверждение нарушения.
За смену каждый экипаж проезжает в среднем по пяти маршрутам и фиксирует примерно сто нарушений.
«В течение ближайших недель число парконов увеличится до ста. Думаю, этого количества будет достаточно, чтобы водители всерьез задумались о том, где и как они паркуются», — рассказывает Кащеев. Таким образом, с 1 июля, когда штрафы за неправильную парковку в Москве вырастут с 300 до 3000 рублей, за один день 100 парконов будут выписывать штрафы 10 тысячам нарушителей — на сумму примерно в 30 млн рублей.
«Я думаю, после повышения штрафов парковаться будут аккуратнее. Конечно, сразу перестроиться и не нарушать правила водители вряд ли смогут. Нужно какое-то время. Человек хотя бы раз должен получить такой штраф, чтобы хоть что-то понять, — рассуждает Кащеев. — Пока с уверенностью могу сказать, что водители нас уже знают, о нас слышали и, когда замечают, что за ними идет «охота», нередко пытаются как-то наловчиться и прикрыть номера, чтобы их не было видно». Гарантированно обмануть «Паркон» можно, только сняв номерные знаки: в этом случае система бессильна. Впрочем, нередко прибор все-таки дает сбой: если машины стоят очень близко друг к другу, системе не хватает «угла обстрела» — автоматика не может зафиксировать номер. «Здесь нет никаких проблем. Комплекс легко снимается — его можно вынести на улицу. Как бы хитро владелец ни поставил свою машину, мы можем просто подойти к ней вплотную и зафиксировать номер», — комментируют в ЦОДД.
На сегодняшний день «Паркон» фиксирует нарушения парковки только в тех случаях, когда автомобиль стоит в зоне действия знака 3.27 «остановка запрещена».
В ситуациях, когда автомобиль припаркован на остановке, пешеходном переходе, тротуаре, а также под запрещающими знаками, время действия которых приходится на четные или нечетные дни, никакой фиксации не происходит. Кроме того, письма со штрафами присылают только жителям Москвы и Подмосковья. Автомобилистам из других регионов «Паркона» пока можно не бояться. «Но каких-то иллюзий на этот счет водителям питать не стоит. Вскоре количество запрещающих знаков, с которым работает «Паркон», будет увеличено, а значит, и количество фиксируемых нарушений заметно возрастет», — утверждает Кащеев.
Выпускается «Паркон» на петербургском предприятии «Симикон». Стоимость одного прибора составляет 250 тысяч рублей.