С 1 июля в России вступают в силу поправки в КоАП, ужесточающие ответственность водителя за неправильную парковку. Законодательно прописывается оплата эвакуации автомобиля, нарушающего правила, а также штрафстоянки. Кроме того, расширяется перечень нарушений ПДД, за которые машину могут эвакуировать. Согласно новой редакции КоАП, автомобиль погрузят на эвакуатор, если у водителя нет с собой доверенности на управление ТС или регистрационных документов; за остановку или стоянку ТС в местах, где это запрещено дорожными знаками или разметкой; если водитель бросил машину на пешеходном переходе или в пяти метрах от него; за нарушение правил остановки или стоянки на проезжей части, а также за остановку или стоянку в тоннеле; если у автомобиля неисправна тормозная система; если водитель сел за руль, не имея прав или будучи лишенным права управления; если водитель находится в состоянии алкогольного опьянения или отказался от освидетельствования; за нарушение правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов. Если эвакуация невозможна, то задержание ТС будет осуществляться путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.
Вместе с оплатой эвакуатора водителю придется заплатить и штраф, который повышается в пять раз для регионов (1500 рублей вместо 300 рублей) и в десять раз для Москвы и Санкт-Петербурга (3000 рублей вместо 300 рублей).
Стоимость эвакуации будет разниться в зависимости от региона – на усмотрение местных властей. До отмены платы за перемещение в 2008 году в Москве брали 1806 рублей, в Санкт-Петербурге — 4400 рублей, а в Иркутске — 1200. Сейчас с водителя взимается плата только со второго дня пребывания автомобиля на штрафстоянке, а сама эвакуация транспортного средства производится бесплатно.
Машины, брошенные во втором ряду, перегородившие путь троллейбусам и оставленные на трамвайных путях, действительно являются одной из причин образования пробок. Поэтому решение властей ужесточить за это ответственность выглядит вполне логичным.
Эвакуация — неважно, платная или бесплатная, — должна создать максимальное неудобство для автомобилистов, нарушающих правила парковки. Чтобы забрать машину в Москве, недостаточно просто оплатить квитанцию. Придется ехать в ГИБДД, отстоять очередь и только потом добираться за машиной на штрафстоянку. На этом можно потерять целый день. Переживший эту процедуру, а вдобавок оплативший штраф и перемещение водитель должен выработать стойкий отрицательный рефлекс на парковку в неположенном месте. Видимо, так рассуждают власти. Но, несмотря на сотни рейсов эвакуаторов ежедневно, меньше нарушителей не становится.
И вряд ли можно надеяться, что дополнительная плата и увеличенный штраф как-то дисциплинируют автомобилистов. Проблема кроется не в отсутствии культуры парковки у водителей, а в критической нехватке этих самых парковочных мест — на эту проблему обратили внимание даже в Генпрокуратуре.
В преддверии вступления в силу ужесточающих санкций относительно эвакуации неправильно припаркованных автомобилей надзорное ведомство провело проверку и обратило внимание на очевидное. «Отсутствие в субъектах и муниципальных образованиях нормативно установленного порядка создания и использования парковок и парковочных мест и, как следствие, самих парковок становится причиной массовых административных правонарушений со стороны водителей», — говорится в сообщении прокуратуры.
Столичный мэр Сергей Собянин утверждал, что Москва испытывает дефицит парковочного пространства в более чем 2,3 млн машиномест. С 2012-го по 2016 год в Москве появится дополнительно 1,5 млн машиномест.
Тем временем автопарк города ежегодно растет на 300 тысяч автомобилей, и это число будет только увеличиваться. Проблема с нехваткой парковки есть почти во всех крупных городах, и незаметно, чтобы власти спешили эту проблему решить.
Надежды московских властей пересадить водителей на общественный транспорт, чтобы разгрузить город от машин, пока не оправдываются. В местах, где выделили спецполосы, ситуация с пробками только усугубилась. И скучающие в заторах водители провожают взглядами ползущие троллейбусы и автобусы с практически пустыми салонами. Люди не пользуются наземным общественным транспортом не только потому, что он просто некомфортен в сравнении с личным автомобилем, а ждать автобус сплошь и рядом приходится по полчаса. Дело в том, что городские маршруты продуманы настолько неудобно и устарели, что зачастую для одной недалекой поездки приходится делать несколько пересадок.
Прежде чем вводить драконовские штрафы, нужно было убрать причину, по которой люди нарушают правила. Однако законодательная практика в России показывает, что вместо решения проблемы чиновники всегда выбирают карательные меры в отношении собственных граждан.