На этой неделе разразился скандал вокруг видеоролика с перекрытием дороги для проезда кортежа высокопоставленного чиновника. Несмотря на то что инцидент произошёл ещё 25 октября прошлого года, известно о нём стало только сейчас, когда запись опубликовали в своём сообществе «синие ведёрки».
На записи запечатлён момент перекрытия движения в Ленинградской области, в районе города Всеволожск. Инспекторы останавливают движение для проезда высокопоставленного кортежа. Примерно через минуту к перекрёстку подъезжает карета «скорой помощи» с включенной мигалкой, однако гаишник разрешает ей проехать только после того, как перекрёсток миновал чиновничий кортеж. Позже в некоторых СМИ появилась информация о том, что пациент «скорой» скончался (до сих пор точного подтверждения этому нет).
Ситуации, в которых гаишники не дают «скорой помощи» проехать в связи с перекрытием для чиновничьего кортежа, происходят регулярно.
В прошлом году в сети появился видеоролик, на котором инспекторы не разрешали продолжить движение сразу двум «скорым», потому что вот-вот должен проехать чей-то кортеж.
Решение о перекрытии или ограничении движения принимает ФСО. Инспекторов ДПС привлекают к перекрытию дорог согласно приказу от 6 июля 1995 года № 260 «О мерах по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения». Однако дорогу инспекторы могут перекрывать только для лиц, которые относятся к объектам госохраны. Это президент, председатель правительства, председатель Госдумы, глава Совета федерации, председатель Конституционного суда, председатель Верховного суда, председатель Высшего арбитражного суда, генеральный прокурор, а также патриарх Московский и всея Руси.
По данным «синих ведёрок», к их числу примкнул и мэр столицы Сергей Собянин.
Владимир Путин в конце 2010 года и вовсе публично заявил, что перекрывать дорогу можно только для премьер-министра и президента. «Перекрытие для проезда специального транспорта предусмотрено только для двух должностных лиц — для президента и для председателя правительства РФ, — сказал он. – Ни для кого больше никаких перекрытий транспорта не предусмотрено. Если это происходит, то это грубое нарушение».
Однако за эти два года стало ясно, что круг лиц, для которых перекрывают движение, гораздо шире перечня в законе «О госохране». Именно поэтому до сих пор неясно, для кого именно перекрывалось движение во Всеволожске. Сперва источники в правительстве и в ГИБДД сообщили ряду СМИ, что это мог быть кортеж главы администрации президента Сергея Нарышкина (в настоящее время спикер Госдумы). В ГУ МВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в свою очередь, заявили, что дорогу перекрывали для проезда Валерия Сердюкова, который на тот момент был губернатором области. Однако и Нарышкин, и Сюрдюков опровергли эту информацию. Значит, дорогу перекрывали для кого-то ещё. Впрочем ни тот, ни другой не стали опровергать сообщения, что для проезда их кортежей ограничивают движение.
Между тем ограничение движения для проезда главы региона, который не подпадает под круг лиц из закона «О госохране», незаконно. Ранее подобные перекрытия для проезда автомобилей чиновников прокуратура признавала незаконными в Казани и Ростове-на-Дону. В ГУ МВД Ленинградской области уже сообщили, что собираются наказать причастных к перекрытию гаишников.
Трассы также перекрываются для чиновников из администрации президента и кабинета министров. Раньше в Москве этой привилегией пользовались экс-мэр Юрий Лужков и его первый зам Владимир Ресин. Бывшие инспекторы ГИБДД рассказывали «Газете.Ru», что это происходило, пока Лужков назначал надбавки полицейским. Когда же экс-мэр финансирование прекратил, то и «зелёный коридор» для него закрыли. Спустя три дня мэрские надбавки вернулись. При этом столичные гаишники жаловались, что основные переработки связаны с обеспечением беспрепятственного проезда спецтранспорта. Для этих целей, как правило, привлекается весь личный состав округа, а иногда стягиваются силы из других подразделений.
Чудовищные пробки, которые провоцируют перекрытия, вызывают справедливое раздражение у всех автомобилистов.
Малейшее перекрытие теперь стало традиционно сопровождаться звонким гулом клаксонов, объединяя автомобилистов в ненависти к чиновникам.
И совершенно дикие формы подобное проявление феодализма приобретает, когда на чаши весов ставятся поездка чиновника и человеческая жизнь. В «скорой» может находиться человек при смерти, или машина должна срочно ехать к умирающему. Хотя стражи порядка постоянно рапортуют, что узнают у водителя «скорой», есть ли в машине тяжелобольной, опросы самих врачей показывают, что, как правило, в ходе перекрытия мало кто интересуется судьбой пациента.
Вопросы безопасности первых лиц уже давно приобрели гротескные формы, когда чиновник по пустынным дорогам едет в сопровождении собственной маленькой армии. Однако важно понимать, что жизнь людей дороже проезда кортежа, пусть даже правительственного или президентского.