Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в январе--мае 2012 года выросли на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 1,14 млн машин, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). За май в России было продано 260 944 автомобиля (рост на 11%).
<1>
«Май является 25-м месяцем, в течение которых наблюдается постоянный рост автомобильного рынка России», — констатирует председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Однако аналитик отмечает , что темпы роста становятся менее выраженными. «Это свидетельствует о стабилизации объема, который был достигнут в прошлом году, когда применялись ныне отсутствующие меры государственного стимулирования», — объясняет эту тенденцию Шрайбер.
Самой востребованной на российском рынке остаётся продукция «АвтоВАЗа». Однако продажи концерна падают уже несколько месяцев подряд.
За январь – май текущего года было реализовано 205 700 «Лад» — на 30 000 единиц меньше, чем за этот же период прошлого года (падение на 13%). При этом наиболее популярной моделью ВАЗа остаётся модель Lada Kalina (59 249 штук – падение на 7%), на втором месте Lada Priora (54 594 штук – падение на 10%).
Подтягиваются продажи новой модели «АвтоВАЗа» Lada Granta, которая продаётся с декабря прошлого года. За пять месяцев года текущего в России уже реализовано 36 534 автомобиля. Таким образом, в рейтинге продаж Granta поднялась с пятого на четвертое место.
Эксперт ИФК «Метрополь» Андрей Рожков считает замедление роста продаж закономерным и предрекает дальнейшее падение продаж компании «АвтоВАЗ».
«Ежегодно средняя цена «Лады» повышается, и потребитель всё чаще предпочитает немного доплатить и купить более качественный автомобиль, — делает вывод аналитик. — Волжский автозавод, в отличие от иностранных конкурентов, пока не может предложить модель в средней ценовой категории, которая могла бы похвастать хорошим оснащением».
Именно поэтому стройный ряд дорожающих отечественных автомобилей разбавляет корейская иномарка Hyundai Solaris.
Появившись, эта модель сломала стереотип, что недорогой автомобиль не может быть красивым. На Solaris, который собирается на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге, второй год наблюдается бешеный спрос: за январь – май этого года было продано 48 505 штук – рост на 64%. На эту модель приходится две трети продаж концерна Hyundai, который за пять месяцев реализовал в России 73 146 автомобилей (рост на 27%).
Ещё один популярный корейский производитель KIA показал практически аналогичные результаты: за январь — май в России продано 73 690 автомобилей (рост на 26%). Здесь также показатели улучшаются за счёт недорогой и симпатичной модели New Rio, которая собирается на одной с «Солярисом» платформе (продано 34 216 единиц — рост на 75%).
Ещё один кореец Ssang Yong улучшил показатели на 70% — до 11 967 штук.
По мнению аналитиков, тенденция роста продаж корейских автомобилей в дальнейшем может измениться.
«Пока у нас действительно доминируют корейские марки, которые предлагают недорогие, но хорошо укомплектованные автомобили, — говорит Рожков. — Но спрос может поменяться в любой момент. Покупатель склонен выбирать новые модели с лучшим оснащением и приемлемой ценой. Если такие модели сможет предложить, к примеру, Renault или Volkswagen, то потребители тут же переключатся на них».
Однако пока на фоне роста популярности корейских автомобилей падают продажи ранее самой популярной в России иномарки Renault Logan. Автомобиль, получивший репутацию рабочей лошадки и машины таксистов, имеет скучный и уже поднадоевший дизайн. Продажи этой модели за январь – май упали на 6%, до 31 281 авто.
В люксовом сегменте также наблюдается рост. Лидером «большой тройки» на российском рынке за январь – май стал Audi (13 511 штук – рост на 42%). С небольшим отставанием идут конкуренты из Mercedes (13 398 штук – рост на 32%) и BMW (13 271 штук – рост на 36%).
Почти вдвое увеличил свои продажи Volkswagen – с 34 350 в прошлом году до 65 303 в текущем. Показатели обеспечивают недорогой седан Polo (28 717 – рост 87%) и обновленный кроссовер Tiguan (13 604 – рост на 125%).
Разную динамику демонстрируют японские концерны. Лидером в России остаётся Nissan, продажи которого выросли за январь – май на 33%, до 65 303 штук (хорошие результаты обеспечивают лёгкий внедорожник Qashqai и молодёжный кроссовер Juka) . Улучшаются показатели крупнейшего японского производителя Toyota (62 664 штук – рост на 25%). Mazda увеличила продажи на 41%, реализовав в России за пять месяцев 20 090 автомобилей. В минусе оказались Mitsubishi (26 175 авто – падение на 11%) и Suzuki (14 327 – падение на 7%).
Эксперты обращают внимание, что долговой кризис в Европе, где наблюдается серьёзный спад автопродаж, на аппетит российских потребителей не влияет. «Мы не видим оснований для пересмотра позитивного прогноза развития автомобильного рынка России», — говорит Йорг Шрайбер. По прогнозам АЕБ, по итогам 2012 года в России будет продано 2,85 млн автомобилей.