В среду, 30 мая, управление МВД России по Приволжскому округу возбудило уголовное дело в отношении двух человек, пытавшихся вывезти с «АвтоВАЗа» несколько тонн деталей для автомобилей. Об этом сообщает пресс-служба Главного управления уголовного розыска МВД России.
На одной из проходных завода был задержан «КамАЗ», в котором находились похищенные запчасти.
Как заявили «Газете.Ru» в «АвтоВАЗе», автомобиль был задержан еще 19 апреля. По документам, фура должна была вывезти с предприятия технологические отходы. «При осмотре одной из емкостей специалисты службы безопасности и охраны обнаружили большое количество похищенных автодеталей: задние тормозные цилиндры модели 2105, карбюраторы модели 21083, стартеры модели 21213, держатели ремня безопасности модели 2114 и другие», — рассказали в компании.
По предварительным подсчетам, преступники похитили автокомпонентов на сумму около 1 млн рублей. По факту кражи было заведено уголовное дело по п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража в особо крупном размере). Максимальное наказание по данной статье составляет 10 лет лишения свободы со штрафом до 1 млн рублей.
Сейчас полиция ищет соучастников преступления среди работников завода. По предварительной версии, похитители вывозили запчасти по заказу криминальных авторитетов.
«Если вывозили целый «КамАЗ», то, скорее всего, это был уже отработанный канал и злоумышленники действовали подобным образом не в первый раз», — рассказал «Газете.Ru» председатель профсоюза «АвтоВАЗа» «Единство» Петр Золотарев.
По его мнению, преступники, с высокой долей вероятности, были в сговоре с сотрудниками предприятия. «Без помощи персонала или охраны украсть что-то трудно. Обычно с охранниками есть какие-то договоренности, — рассказывает он. — Раньше были попытки навести какой-то порядок в этой сфере, к примеру график дежурств охраны постоянно менялся, и никто не знал, кто, когда и на каком посту будет стоять, однако особого эффекта это не принесло».
Последний раз о крупном воровстве автокомпонентов на тольяттинском автозаводе говорили в июле 2011 года во время расследования уголовного дела, возбужденного региональным Следственным управлением СКР в отношении менеджеров завода и полицейских, охранявших «АвтоВАЗ». По предварительным оценкам следователей, в результате преступных действий «АвтоВАЗ» потерял от 5 млрд до 7 млрд рублей. Из них 1,5 млрд – убыток, связанный с хищением металла с завода, остальные – результат вывоза и последующей реализации так называемой «некондиции» — запчастей, которые не прошли технический контроль и подлежали утилизации.
«Для такого огромного завода, как «АвтоВАЗ», воровство запчастей — явление перманентное. Оно было, есть и будет.
Всегда есть люди честные и нечестные, которые при любой ситуации будут этим заниматься. То, что такие хищения пресекаются, уже хорошо. На мой взгляд, служба безопасности завода сейчас держит ситуацию под контролем, и в глобальных масштабах там не воруют», — рассказал «Газете.Ru» генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
В свою очередь, Золотарев уверен, что кражи на заводе продолжаются из-за того, что большинство дел не доходят до суда. «Такие случаи вообще стараются не афишировать, а уголовные дела частенько спускаются на тормозах», — пояснил глава профсоюза.
Кроме того, в 2010–2011 годах криминальные группировки оказывали давление на сотрудников завода. На сотрудников «АвтоВАЗа», работающих с товарно-материальными ценностями, автомобилями и запчастями, оказывалось моральное и физическое давление с тем, чтобы они участвовали в схемах, организованных преступными группировками. Изначально члены преступных группировок словесно угрожали работникам предприятия, затем стали прибегать к насильственным действиям. В МВД сообщили, что задержали подозреваемых и возбудили в отношении них уголовные дела.
Однако в правоохранительных органах в среду не смогли прокомментировать, как продвигается расследование этих уголовных дел.