Свои предложению по изменению ГОСТа ГИБДД опубликовала на своем официальном сайте. Основная часть поправок направлена на повышение безопасности пешеходов.
В частности, предлагается установить светофоры на всех нерегулируемых пешеходных переходах через дороги с двусторонним движением при наличии трех и более полос в каждую сторону.
Также предлагается установить предупредительные светофоры, мигающие желтым цветом, на переходах у детских учреждений и школ, даже если дорога там имеет всего две полосы. Еще одним нововведением может стать требование к дорожным службам обеспечить освещение всех пешеходных переходов даже при невозможности подключиться к электросетям. В таком случае ГИБДД советует коммунальщикам использовать автономные источники энергии, в частности солнечные батареи.
Кроме того, поправки предлагают введение новых дорожных знаков, которые будут обозначать начало и окончание совмещенных дорожек для велосипедистов и пешеходов.
Главным нововведением обещают стать специальные светоотражающие браслеты, которые в темное время суток пешеходы будут обязаны надевать при движении вне населенных пунктов по обочине или по краю проезжей части.
В случае принятия поправок пешеходам придется самим «обеспечивать видимость этих предметов (браслетов) водителям транспортных средств». Ранее подобные меры носили рекомендательный характер и на практике почти никем из пешеходов не соблюдались.
Никаких технических требований к тому, как должны выглядеть на пешеходах светоотражающие предметы, пока нет. В конце прошлого года в некоторых регионах ГИБДД провела показательные акции. Пешеходам раздавались специальные светоотражающие ленты. Похожие правила уже не первый год действуют в Европе и в соседней Белоруссии, где ношение пешеходами светоотражающих элементов жестко контролируется. По данным полиции, подобные меры позволяют снизить число ДТП с участием пешеходов на 30–35%. По другим данным, риск наезда на пешехода, который использует светоотражающие предметы, сокращается многократно. Так, при ближнем свете фар водитель может заметить идущего по обочине человека не за 30–40 метров, а за 130–140, а при использовании дальнего света и вовсе за 400 метров.
На сегодняшний день максимальное наказание за переход улицы в неположенном месте составляет 200 рублей, однако ожидается, что вскоре эта сумма может увеличиться до 500 рублей. Стоимость же простого светоотражающего браслета на данный момент составляет порядка 100 рублей.
В ГИБДД считают, что штраф за отсутствие такого браслета должен быть в несколько раз выше его стоимости.
Член Совета федерации, экс-глава ГАИ России Владимир Федоров считает, что введение для пешеходов обязательного ношения светоотражающих элементов положительно скажется на безопасности на дорогах. «Это дело очень нужное, — заявил он. — Это правило успешно действует в Белоруссии, и нам оно тоже пойдет на пользу. Только очень важно обязать нашу промышленность производить достаточное количество подобных светоотражающих элементов».
Глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин к предлагаемым нововведениям отнесся скептически.
«Это хорошая, но невыполнимая, бесполезная идея.
Россия стремится перенимать передовой опыт у других стран, но это какие-то легкие забавы. Обязать можно, заставить нельзя. У нас пока нет абсолютно никаких рычагов воздействия на нарушителей. Чтобы эффективно применять данную норму, нужно соблюсти три условия: во-первых, обязать пешехода останавливаться по требованию полицейских; во-вторых, обязать его иметь при себе паспорт; и в-третьих, принять норму, по которой он был бы обязан предъявлять его инспекторам ГИБДД. Сейчас человека для выяснения личности могут задержать лишь на три часа, после чего обязаны отпустить», — заявил Травин. По мнению эксперта, привлечь пешехода к ответственности — вообще задача крайне трудно выполнимая. «Среди моих знакомых такого случая не было ни разу. Полицейские просто не могут никого поймать: нарушители просто убегают. Чаще всего инспекторы, которым нужно выполнять план, ловят обычных автолюбителей и оформляют их как пешеходов-нарушителей. Это выгодно и тем и другим. Полицейские выполняют план, а водители платят, к примеру, не 500 рублей за реальное нарушение, а 200, предусмотренные в качестве штрафа для пешеходов», — заключил правозащитник.