Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Автобаны без нормальной альтернативы

О строительстве в России платных дорог

Строительство в России платных автомагистралей — естественный путь развития инфраструктуры по западному типу. Однако, прежде чем брать с водителей за проезд по автобанам, которые строятся на деньги всё тех же автовладельцев, важно обеспечить страну бесплатными дорогами. Сегодня в России дефицит дорожной сети оценивается в один миллион километров.

На этой неделе в Московской области открылся первый платный участок на трассе М-4 «Дон». За проезд по 23-километровому отрезку водителю легкового автомобиля придется заплатить 30 рублей, а водителю фуры — 120 рублей. Пока дорога работает в тестовом режиме, но деньги начнут брать уже с 15 июня. В ближайшее время общая протяженность платных участков на М4 будет доведена до 96 километров. Таким образом, одна поездка будет стоить для легкового автомобиля уже не 30, а около 150 рублей.

До конца года ограничение скорости на подобных автомагистралях поднимут до 130 км/ч.

Вдоль трассы установлены зеленые шумозащитные экраны, освещение, есть 18 пунктов экстренной связи — желтые будки, напоминающие телефонные, с надписью SOS. На протяжении трассы установлены П-образные опоры, на которых размещена электронная система информирования водителей. В целом дорога качественная, но ровной ее назвать нельзя: полотно как будто волнообразное, все эти неровности резонируют через подвеску в салон. Реконструкция небольшого участка, построенного еще в 1999 году, обошлась казне в 6 млрд рублей.

Согласно российскому законодательству, платная дорога может появиться только при наличии бесплатного альтернативного маршрута. В Московской области дублер проходит по старому Каширскому шоссе. Примерно такая же по километражу трасса радикально отличается по своей инфраструктуре.

Трехполосная дорога, местами разбитая, регулируется четырьмя светофорами, которые были установлены в этом году. Этот маршрут регулярно парализуют многокилометровые пробки.

По данным опроса, проводившегося в этом году Левада-центром в разных регионах, за движение по дорогам согласны платить всего 18% россиян. Более 40% респондентов заявили, что ни при каких обстоятельствах платными трассами пользоваться не будут. Между тем, по данным «Автодора», другой платный участок трассы «Дон», который второй год действует в Липецкой области, выбирают 70% пользователей: альтернативный маршрут их явно не устраивает.

Как платные, так и бесплатные дороги строятся за счет средств дорожного фонда. Деньги в фонде аккумулируются в том числе в виде транспортного налога, который ежегодно платят автовладельцы, и акцизов на бензин. Таким образом, водители уже оплачивают строительство дорог, и им предлагают за проезд по ним заплатить ещё раз. С этим можно было бы смириться, но в том случае, если по такому автобану едешь быстро, а по-другому просто едешь, но не простаиваешь.

На трассе М4 бесплатные маршруты существенно длиннее, это дороги регионального значения, которые находятся на балансе у районных администраций. За качеством покрытия там никто не следит, а сэкономивший однажды водитель в следующий раз подумает, что для него дороже — 30—50 рублей или разбитая подвеска.

Кстати, деньгами, вырученными от населения, госкомпания будет распоряжаться сама.

Это резко расходится с практикой взимания платы за дороги в других странах: платные трассы в США строятся частными компаниями и на свои средства, которые после окупаются за счет желающих ими пользоваться. Немецкие автобаны с 2005 года были вообще бесплатными для всех. Лишь в 2009 году правительство Германии на фоне кризиса вернуло плату для большегрузного коммерческого транспорта. Обнародованные в конце 2009 года планы ввести плату для всех, в том числе легковых, автомобилей вызвали в германском обществе такую негативную реакцию, что их так и не реализовали.

В 2011 году из-за неудовлетворительного состояния дорог в России произошло более 42 тысяч автокатастроф, в которых почти семь тысяч человек погибли и ещё 53 тысячи получили ранения. Строительство нескольких километров собственного автобана, один километр которого стоит 650 млн рублей, выглядит в такой ситуации несколько поспешным. По оценкам министра транспорта Игоря Левитина, в России дефицит дорожной сети составляет около одного миллиона километров. Причем подавляющее большинство российских дорог находятся в чудовищном состоянии. Поэтому чиновникам следовало бы в первую очередь задуматься, как обеспечить всю страну приличной дорожной сетью — это ключевая инфраструктура для развития экономики любого государства.

Новости и материалы
В Минобороны РФ раскрыли число освобожденных за неделю населенных пунктов
Названа сумма, за которую «Рольф» был выкуплен у Росимущества
Стало известно, как изменились отношения Джастина и Хейли Бибер после рождения сына
В США заявили, что японский бренд виски Jim Beam готовится к торговым войнам
У пожилой россиянки случайно нашли рак во время диспансеризации
Российский боец с перебитой рукой один оборонялся от ВСУ под Курахово
Президент Германии распустил парламент
Исследователи обнаружили хобби, которое вдвое снижает риск развития деменции
Багаж в российских аэропортах начнут возить беспилотные роверы
У Лерчек появились новые три миллиона рублей долга перед ФНС
В Рыбном союзе не ждут дефицита рыбы после разлива мазута в Черном море
Песков назвал вопиющим отказ норвежских моряков помогать экипажу Ursa Major
Агент о травме Кузнецова: живой, и слава богу
Путин присвоил новый дипломатический ранг Ираде Зейналовой
В Кремле ответили на требования Азербайджана извиниться за сбитие самолета
В России ответили на планы ЕС ввести санкции против российского «теневого флота»
Песков отказался комментировать захват российского судна в Балтийском море
Генпрокурор Израиля инициировала расследование против жены Нетаньяху
Все новости