Во вторник «АвтоВАЗ» опубликовал финансовую отчетность за первый квартал. Согласно документам, прибыль завода в период с января по март 2012 года составила 106 млн рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда завод заработал 916 млн, прибыль компании упала в девять раз.
С января по март завод получил выручку в размере 39,8 млрд рублей против 35,7 млрд рублей, вырученных за аналогичный период годом ранее. Таким образом, рост составил 11,5%.
Падение прибыли на фоне роста выручки говорит о том, что у компании существенно выросли издержки.
Себестоимость продаж компании возросла на 16,8%, до 36,1 млрд рублей, а валовая прибыль снизилась до 3,659 млрд рублей с 4,752 млрд рублей, зафиксированных годом ранее. Коммерческие расходы выросли на 8,1%, до 1,142 млрд рублей, в то время как управленческие расходы остались на уровне чуть больше 1,8 млрд рублей.
Прибыль до налогообложения упала в 4,6 раза, до 275 млн рублей, прибыль от продаж — в 2,7 раза, до 681 млн рублей. Прочие доходы предприятия достигли 4,365 млрд рублей, тогда как годом ранее они составили 918 млн рублей. Объем долгосрочных заемных средств за 3 месяца снизился до 58,2 млрд рублей с 58,3 млрд рублей на конец 2011 года, включая 54,8 млрд рублей займов.
«По бизнес-плану в первом квартале мы ожидали негативный результат из-за окончания программы утилизации и запуска новых проектов», — заявил президент компании Игорь Комаров.
Падение показателей завода сопровождалось снижением продаж автомобилей в первом квартале. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи машин под брендом Lada упали на 14% по сравнению с первым кварталом 2011 года, до 159 490 машин. Падение коснулось всего модельного ряда компании, кроме седана Granta, продажи которого начались в декабре 2011 года и в течение последних месяцев активно наращивали темп.
Согласно стратегии развития «АвтоВАЗа» до 2020 года, утвержденной в марте 2010 года, к 2020 году «АвтоВАЗ» рассчитывает производить 1,24 млн автомобилей в год, а модельный ряд расширить до 9 моделей.
Для выпуска моделей на базе B0 под брендами Lada, Renault и Nissan цех по производству «классики» претерпел существенную модернизацию, которая завершилась только в апреле 2012 года. Инвестиции в проект составили 400 млн евро, из которых 25% вложил «АвтоВАЗ», 50% — Renault, 25% — Nissan. Мощность цеха оценивается в 350 000 автомобилей ежегодно, включая субботние смены. Из них автомобилей под брендом Lada — 70 000 единиц. Также новая линия будет выпускать автомобили под брендами Renault и Nissan в соотношении 70 000 автомобилей Nissan Almera и 140 000 Renault.
Первым автомобилем, выпускаемым в новом производственном цеху, стал универсал Lada Largus, являющийся копией Dacia Logan. Кроме того, на 2012 год запланирован старт производства Nissan Almera. С 2014-го по 2017 год должны быть выпущены еще две модели на базе Renault.
Увеличение расходов автозавода на запуск новых проектов не позволит «АвтоВАЗу» рассчитывать на прибыль в ближайшее время, уверен старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. «Дальше следует ожидать стагнации либо сокращения прибыли. К ухудшению финансовых показателей компании может привести рост издержек, в том числе цен на сырье и зарплат сотрудников», — считает Рожков.
«На мой взгляд, снижение прибыли будет до тех пор, пока завод не начнет производить достаточно автомобилей. Пока этого нет», — считает исполнительный директор «Автостат» Сергей Удалов.
Кроме того, на позицию компании оказало негативное влияние недавнее соглашение Renault-Nissan и «Ростехнологий» о создании СП, которое будет контролировать завод.
Французский альянс, который планировал закрыть к маю 2012 сделку по получению контрольного пакета автозавода, объявил, что будет управлять «АвтоВАЗом» через СП, в котором получит 67,13%.
Это означало, что Renault откажется от добровольной оферты, которую должен был заплатить при достижении 50-процентного порога контроля тольяттинского предприятия. На фоне этого бумаги «АвтоВАЗа» рухнули в день объявления СП.