Водителей скутеров могут обязать получать права. В понедельник в Госдуму был внесен законопроект, изменяющий ст. 25 закона «О безопасности дорожного движения». Согласно документу, управлять двухколесным транспортным средством с двигателем объемом до 50 куб. см можно будет только с 16 лет и при наличии прав отдельной категории. Сейчас ездить на скутере можно в любом возрасте и без водительского удостоверения.
«Водители скутеров — в основном подростки 13–14 лет, которые являются полноправными участниками дорожного движения, но зачастую незнакомы с ПДД и не имеют навыков вождения», — объяснил «Газете.Ru» автор законопроекта депутат «Справедливой России» Антон Беляков.
По словам депутата, в течение последних четырех лет уровень смертности водителей скутеров и мопедов неизменно рос. В 2008 году в авариях с участием скутеров погибли 289 человек и были ранены 6379 человек. В 2009 году произошло 5439 аналогичных ДТП, в которых погибли 260 и были ранены 6105 человек. В первом полугодии 2010 года количество погибших в таких ДТП увеличилось на 6% по отношению к 2009 году. А за первое полугодие 2011 года количество ДТП с участием скутеров выросло по сравнению с прошлым годом на 6,5%. В этих авариях погибло на 27% больше людей, чем годом ранее.
Предложенный депутатом Беляковым законопроект предусматривает также и повышение возраста, с которого можно водить мотоцикл. По п. 2 ст. 25 закона «О безопасности дорожного движения» «право на управление мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А») предоставляется лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста». При этом нет разницы, какая мощность у мотоцикла или какой объем двигателя.
Беляков предлагает повысить возраст управления мотоциклом с 16 до 18 лет, мотивируя это устаревшими нормами.
По словам депутата, современные спортивные мотоциклы способны развивать скорость более 300 км/ч, а в 16 лет водитель не имеет достаточного опыта вождения. «Я считаю, что в 16 лет подросток слишком мал, чтобы осознать всю опасность передвижения на современных мотоциклах, иметь возможность справиться с критической ситуацией на дороге и не причинить вред себе и другим участникам дорожного движения», — считает Беляков.
Проект введения прав для скутеристов уже вносился в 2010 году «Единой Россией». Тогда документ предусматривал открытие новой категории «М» — «мопеды». Авторы законопроекта посчитали, что скутеры пользуются повышенным потребительским спросом, их доля на дорогах страны растет и, как следствие, возрастает аварийность с их участием. Вместе с тем по действующим ныне правилам они не подлежат государственной регистрации и на них не распространяется механизм государственного регулирования по допуску к участию в дорожном движении и ответственности водителей, который существует для других механических транспортных средств. Однако поправки приняты не были.
На этот раз документ может вновь не пройти. Депутат от «Единой России» Вячеслав Лысаков, возглавляющий рабочую группу по улучшению законодательства в области безопасности дорожного движения, уже заявил, что не поддержит инициативу, обязывающую владельцев скутеров и мопедов получать права. «Если я не езжу на дорогах общего пользования, а езжу на дачу или внутри квартала, зачем мне сдавать на права, зачем создавать головную боль людям? — прокомментировал Лысаков «Газете.Ru». — Если следовать этой логике, то можно получать водительское удостоверение велосипедистам и пешеходам — они же тоже пользуются дорогами».
В ГИБДД России на момент сдачи материала получить комментарий не удалось.
В связи с открывшимся 28 апреля байкерским сезоном ГИБДД обнародовала статистику ДТП с участием мотоциклистов за прошлый год. В 2011 году в России было зафиксировано 9377 ДТП с участием мотоциклистов. В них погибли 1308 человек, еще 10 678 получили тяжелые травмы. За три месяца 2012 года произошло 116 аварий с участием мотоциклистов, в которых погибли 17 человек и еще 128 получили ранения.