В распоряжении «Газеты.Ru» оказалась официальная статистика ГИБДД России о состоянии аварийности за I квартал 2012 года. Всего за январь — март на дорогах страны произошло 34 865 аварий с пострадавшими. Это на 8,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда было зафиксировано 31 926 ДТП.
Увеличилась и тяжесть последствий ДТП. За первые три месяца этого года в крушениях на дорогах погибли 4 469 человек (рост на 7,8%) и еще 44 936 получили ранения (рост на 10,3%).
Почти треть автокатастроф происходят из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог. За I квартал текущего года ямы и выбоины спровоцировали 10 163 автокатастрофы (рост на 2,6%), в которых 1496 человек погибли (рост на 12,9%) и 13 125 получили ранения (рост на 3,5%).
На 20,3% увеличилось количество аварий, произошедших по вине нетрезвых водителей. Всего за январь — март текущего года пьяные водители совершили 1482 ДТП, в которых 213 человек погибли и 2189 получили увечья. Впрочем, стоит учитывать, что в России действует сухой закон для водителей, поэтому эту статистику пополняют в том числе те автомобилисты, в крови которых выявляется ничтожное количество алкоголя.
На фоне реформы техосмотра в России резко выросло число автокатастроф, произошедших из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств.
Хотя в сравнении с другими причинами аварийности эта цифра по-прежнему невелика. Так, за три месяца этого года из-за поломки автомобиля на дороге случилось 139 автокатастроф (рост на 35%), в которых 37 человек погибли (рост на 54,2%) и 196 получили травмы (рост на 47,4%).
Выросло число ДТП, в которых пострадали дети в возрасте до 16 лет. За I квартал произошло 2958 аварий (рост на 6,4%), в которых 116 несовершеннолетних погибли (на 13,8% меньше) и 3094 получили ранения (рост на 8%). «Цифры по-прежнему огромные», — говорит руководитель отдела пропаганды ГИБДД России Владимир Шевченко. По его словам, в России наблюдается тенденция роста гибели и травмирования в ДТП детей-пассажиров. «71 из 119 погибших детей (то есть подавляющее большинство) в момент ДТП находились именно в качестве пассажиров транспортных средств», — говорит он. На этом фоне в ГИБДД рассматривают возможность ужесточения наказания за перевозку детей до 12 лет без специального удерживающего устройства. Сейчас за это предусмотрен штраф в 500 рублей, но он может быть увеличен до суммы стоимости детского кресла — 2500—5000 рублей.
В апреле этого года ГИБДД России представила концепцию федеральной целевой программы до 2020 года по снижению аварийности и смертности на дорогах.
На установку новых камер фиксации нарушений, дорожное освещение, школьные автобусы и улучшение конструктивной безопасности производимых в России автомобилей планируется потратить 100 млрд рублей. На реализацию предыдущей целевой программы с 2006-го по 2012 год чиновники освоили 52 млрд рублей. В итоге основной показатель — смертность на дорогах — действительно стал снижаться и число погибших в автокатастрофах сократилось с 32 тыс. человек в 2006-м до 27,9 тыс. человек в 2011 году. Это происходило в условиях серьезной автомобилизации населения: только за последний год российский автопарк вырос на два млн автомобилей — до 42 млн.
Однако эксперты ставят под сомнение эффективность мероприятий, проводимых в рамках программы, и считают, что снижение аварийности связано с ужесточением наказаний для водителей. «Мы давно предсказывали рост аварийности, — заявил «Газете.Ru» член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов. — Основные методы, которые работали, это шоковая терапия от роста штрафов. Но очевидно, что это не может долго сдерживать аварийность. Первое время водители пугаются, затем идет привыкание и в итоге обратный отскок и продолжение роста числа ДТП. Это еще раз доказывает, что бороться с аварийностью одними штрафами недостаточно. Остальные меры, как, например, пропагандистские акции гаишников, оказались неэффективными».