В четверг альянс Renault-Nissan, госкорпорация «Ростехнологии», инвестиционная компания «Тройка Диалог» и ОАО «АвтоВАЗ» подписали соглашение о создании совместного предприятия между Renault-Nissan и «Ростехнологиями», не имеющее обязательной юридической силы. «АвтоВАЗ» был оценен для сделки в $3 млрд. Об этом говорится в совместном пресс-релизе компаний.
В соответствии с документом стороны обязуются передать принадлежащие им пакеты акций «АвтоВАЗа» в виде вкладов в капитал нового СП. Кроме того, французский производитель дополнительно инвестирует $750 млн, из которых $300 млн — Renault и $450 млн — Nissan, который также получит долю в «АвтоВАЗе». До этого японский бренд не владел акциями.
«Протокол о намерениях, подписанный нами сегодня, — это новый шаг по расширению нашего сотрудничества, которое помогает модернизировать автомобильную промышленность России, — заявил Reuters председатель правления и президент Renault-Nissan Карлос Гон.
«Со своей стороны, «Ростехнологии» дают согласие на реструктуризацию существующих кредитов, выданных «АвтоВАЗу». Часть кредита в 7 млрд рублей, выданного «Ростехнологиями», будет выплачена через продажу непрофильных активов. Выплата остальных 46 млрд продлена на значительный срок», — говорится в пресс-релизе.
Также стороны договорились завершить к 2014 году покупку доли, принадлежащей «Тройке Диалог», увеличив присутствие в «АвтоВАЗе» до 74,5%. После совершения всех сделок альянс будет контролировать 67,13% тольяттинского предприятия, еще 7,37% отойдет к «Ростехнологиям».
Сейчас «Ростехнологии» владеют 30 процентами «АвтоВАЗа», компания «Тройка Диалог» — примерно 20 процентами, Renault принадлежит 25% предприятия.
«В ближайшие несколько месяцев Renault-Nissan займется проверкой финансовых, юридических и экологических аспектов, связанных с деятельностью «АвтоВАЗа», — заявили «Газете.Ru в пресс-службе Renault.
Согласно стратегии развития «АвтоВАЗа» до 2020 года, утвержденной в марте 2010 года, к 2020 году «АвтоВАЗ» рассчитывает производить 1,24 млн автомобилей в год, а модельный ряд расширить до 9 моделей. Для выпуска моделей на базе B0 под брендами Lada, Renault и Nissan цех по производству «классики» претерпел существенную модернизацию, которая завершилась только в апреле 2012 года. Инвестиции в проект составили 400 млн евро, из которых 25% вложил «АвтоВАЗ», 50% — Renault, 25% — Nissan. Мощность цеха оценивается в 350 000 автомобилей ежегодно, включая субботние смены. Из них автомобилей под брендом Lada — 70 000 единиц. Также новая линия будет выпускать автомобили под брендами Renault и Nissan в соотношении 70 000 автомобилей Nissan Almera и 140 000 Renault.
Первым автомобилем, выпускаемым в новом производственном цеху стал универсал Lada Largus, являющийся копией Dacia Logan. Кроме того на 2012 год запланирован старт производства Nissan Almera и бюджетного седана под брендом Datsun. С 2014 по 2017 годы должны быть выпущены еще две модели на базе Renault.
«На мой взгляд, сделка непрозрачная. Информации, кроме той, что дана в пресс-релизе, нет. Непонятно, куда пойдут инвестиции Renault и Nissan, в течение какого времени деньги будут внесены, на какой срок продлена выплата по кредиту в 46 млрд. Поскольку это соглашение, не имеющее юридической силы, есть подозрения, что объявление было сделано, чтобы ободрить акционеров, и конечные условия будут несколько иными», — считает старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Рынок неоднозначно отнесся к заявлению Renault-Nissan и «Ростехнологий». Сразу после объявления о сделке акции завода выросли на 10%, до 23 рублей за одну обыкновенную акцию, однако в обед, когда трейдеры получили текст официального сообщения, вновь стали стремительно падать.
«Причина недовольства акционеров проста: поскольку альянс получает контроль над «АвтоВАЗом» в составе СП, а не самостоятельно, он отказывается от добровольной оферты, которую должен был выплатить миноритарным акционерам после достижения 50-процентного порога. На фоне этого те, кто с утра купил бумаги завода, в обед стали от них активно избавляться», — считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Покупка «АвтоВАЗа» французским альянсом происходит на фоне резкого падения прибыли предприятия за счет прекращения программ утилизации и льготного кредитования.
За прошлый год завод заработал 3,1 млрд рублей, это на 25% больше показателей 2010 года. Выручка автопроизводителя по итогам 2011 года увеличилась на 27,6% и составила 174,8 млрд рублей. В том числе выручка от реализации автомобилей составила 138 млрд рублей.
Однако по итогам первого квартала 2012 года прибыль завода упала в девять раз — с 916 млн до 106 млн рублей. Как заявил президент компании Игорь Комаров, причиной этому послужил запуск новых проектов.
Французы планировали увеличить присутствие в «АвтоВАЗе» еще к концу 2011 года. По первоначальном плану Renault хотел приобрести у «Ростехнологий» 4% бумаг и еще 11% — у «Тройки», контролируя таким образом 35% предприятия. Одновременно это позволило бы французскому альянсу ввести в совет директоров Nissan. Однако к декабрю прошлого года переговоры так и не пришли к положительному завершению.