По итогам первого квартала чистая прибыль «АвтоВАЗа» составила 106 млн рублей, заявил агентству «Прайм» президент компании Игорь Комаров. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда завод заработал 916 млн, прибыль компании упала в девять раз.
«По бизнес-плану в первом квартале мы ожидали негативный результат из-за окончания программы утилизации и запуска новых проектов», – отметил Комаров.
Подробный квартальный отчет компания представит только в середине мая.
«Заявление Комарова выглядит очень логично. Программа утилизации завершена, с производством «Ларгуса» очень много вопросов, «Гранта» пока что не вышла на необходимые объемы. На мой взгляд, снижение прибыли будет до тех пор, пока завод не начнет производить достаточно автомобилей», — считает исполнительный директор «Автостат» Сергей Удалов.
За прошлый год завод получил 3,1 млрд рублей, это на 25% больше показателей 2010 года. Выручка автопроизводителя по итогам 2011 года увеличилась на 27,6% и составила 174,8 млрд рублей. В том числе выручка от реализации автомобилей составила 138 млрд рублей.
Прибыль ВАЗу принесла программа утилизации и запущенная одновременно с ней государственная программа льготного кредитования, когда государство выплачивало часть автокредита, равную 2/3 ставки рефинансирования (по состоянию на осень на 2011 год составляла 8,25%).
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2011 году «АвтоВАЗ» реализовал 578 387 машин, что на 11% больше, чем годом ранее.
Лидером российских автопродаж стала модель Lada Kalina: за год было продано 142 930 авто (рост на 31%). Лидер предыдущего года Lada Priora спустилась на вторую строчку авторейтинга с 138 697 автомобилями, что все равно на 11% больше показателей 2010 года.
Тем не менее за три месяца 2012 года продажи завода начали стремительно падать. Реализация продукции упала на 15%, до 109 338 автомобилей. При этом в марте общий объем продаж, включая экспорт, упал в годовом выражении на 13,31%.
В первую очередь это коснулось «классики» (2104/05/07). Кроме того, в связи с запуском в производство двух новых моделей, Lada Granta и Lada Largus, завод с 1 января этого года прекратил производство автомобилей Samara и сейчас распродает остатки. В апреле руководством «АвтоВАЗа» было принято решение снять с производства модель 2107, оставив на «ИЖ-Авто» только «четверки».
Продажи Kalina снизились на 11%, Priora — на 3%. Classica потеряла 71%, Samara — 34%. На 2% выросли продажи полноприводной «Лады».
Между тем на новые проекты, под которыми подразумевается модернизация производства и запуск новых моделей, завод намерен привлечь до 60 млрд рублей, в основном от ВЭБ, с которым уже подписано соглашение. Кроме того, в списке кредиторов также останутся Сбербанк и ВТБ. В качестве источника финансирования также рассматривается продажа ценных бумаг. Таким образом, к 2015 году (крайний срок привлечения инвестиций) общая сумма инвестиций в завод может достигнуть 75 млрд рублей.
Модельная линейка и модернизация производства позволят «АвтоВАЗу» конкурировать с западными брендами. Причем речь идет не только о продукции под брендом Lada, но также о выпуске автомобилей под марками Nissan и Renault, производство которых также будет начато в Тольятти.
«Дальше стоит ожидать стагнации либо сокращения прибыли, поскольку на рынок будет влиять стагнация спроса из-за ухудшения потребительских настроений. К ухудшению финансовых показателей компании может привести рост издержек, в том числе цен на сырье и зарплат сотрудников», — считает старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.