Во вторник в Госдуме состоялось первое заседание рабочей группы, на которой депутаты разных фракций, руководство ГИБДД России, наркологи и общественные деятели обсудили необходимость возвращения допустимой нормы алкоголя в крови водителей. С 2008 года в России было разрешено управлять автомобилем при наличии в организме водителя абсолютного этилового спирта в концентрации до 0,3 грамма на один литр крови или до 0,15 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. Однако в 2010 году по инициативе президента Дмитрия Медведева этот порог был отменен. Глава государства посчитал, что россияне слишком буквально трактуют эту норму и реагируют на нее как на разрешение выпивать за рулем. Вместе с тем Минздрав отменил и клинические признаки (устойчивость позы, покраснение кожи, запах алкоголя изо рта), по которым наркологи могли определить состояние водителя. Таким образом, единственным основанием для постановки диагноза водителю стали любые положительные анализы выдыхаемого им воздуха.
Однако эксперты убеждены, что сухой закон для водителей – мера необоснованная.
Специалист по методикам определения алкоголя в организме ученый-нарколог Татьяна Баринская рассказала, что власти Европы и Северной Америки опираются на эпидемиологические и статистические исследования, которые проводились в США. В этих экспериментах принимали участие более 20 тысяч человек – трезвые водители и с опьянением. Выяснилось, что при концентрации алкоголя в крови водителя в 0,8 промилле опасность совершения ДТП вырастает в 2,7 раза. При этом эта норма действует во многих западных странах, в том числе в США и Великобритании. При концентрации в 0,5 промилле риск возрастает в 1,4 раза. «При 0,2–0,3 промилле риск равен единице, то есть реакции водителя никак не меняются, и это содержание в крови водителя абсолютно безопасно. Поэтому эти пороги обоснованны», — заявила нарколог Татьяна Баринская. По словам ученого, нулевой порог, действующий в России, – мера, необоснованная ни наукой, ни практикой в западных странах, где этот вопрос тщательно изучался.
Руководитель рабочей группы депутат от «Единой России» Вячеслав Лысаков заявил, что депутаты подготовят проект поправок в КоАП, возвращающий допустимую норму алкоголя в крови водителей.
«Если менять порог, то оставить его нужно прежним – в 0,3 промилле. Не больше, — считает нарколог, начальник отделения профилактики среди работников профессий повышенного риска Национального центра наркологи Александр Зеренин. — Психологически привыкли, и не будет ошибки, что трезвых людей примут за пьяных. Сюда будут закладываться все вероятности».
Нарколог напомнил, что алкотестеры могут показывать минимальное опьянение у водителя, употреблявшего некоторые продукты брожения, а также лекарственные препараты. В итоге нередки случаи, когда прав лишают водителей, не пивших ни капли спиртного. То, что жертвами сухого закона становятся в том числе законопослушные автомобилисты, признали и в ГИБДД. «Сегодня существуют такие ситуации (при которых лишают прав людей, не употреблявших спиртных напитков, — «Газета.Ru»), надо создать такие механизмы и так законодательно закрепить, чтобы повода такого не было, — заявил глава ГИБДД России Виктор Нилов. — Мы не на стороне тех, кто нарушает закон и пытается его нарушить, а тех, кто хочет его соблюдать. Возможно, мы придем к тому, что нормы будет две и вторая появится для тех, кто изначально не собирается соблюдать закон. То есть даже при остановке в первый раз он норму превысит настолько, что уже является фактически преступником».
В то же время наркологи подчеркнули, что не стоит возвращать практику выявления опьянения по клиническим признакам, так как эта методика субъективна и слишком индивидуальна для каждого человека.
Обсуждение отмены сухого закона происходило на фоне инициативы властей ужесточить наказание для водителей, которые регулярно пьют за рулем. Вице-премьер Игорь Шувалов поручил разработать законопроект, которым вводится уголовная ответственность для тех, кто повторно попался за езду в пьяном виде. «Опасность представляют те, кого лишили прав, но они продолжают ездить, — отметил Лысаков. — Количество таких людей становится больше. Многие лишены права управления на 20–30 лет, и на них очередное наказание не действует. Также опасность представляют те, кто не имеет водительского удостоверения вообще и ездит при этом пьяным за рулем. Мера ответственности для таких водителей в 15 суток не работает». Для таких нарушителей будет введена уголовная ответственность с реальным лишением свободы. Также будет ужесточена ответственность для владельцев транспортных средств, которые доверяют автомобиль лишенным прав. При этом депутаты подчеркнули, что увеличивать срок лишения прав за езду в нетрезвом виде, который действует сейчас (полтора-два года), не планируется.
Вместе с тем у автомобилистов, которые лишились прав за езду в пьяном виде, может появиться возможность вернуть права на полсрока раньше. По словам депутата Вячеслава Лысакова, для этого водитель за свой счет должен будет установить на автомобиль алкозамок.
Этот электронный прибор представляет собой алкотестер, который устанавливается в салон автомобиля. Если система выявляет у водителя алкоголь, то блокируется замок зажигания. Чтобы водитель, отбывающий такое условное наказание, не сел пьяным за руль другого автомобиля, законодатели планируют ввести дополнительную ответственность за это. ГИБДД провела эксперимент в Татарстане и Московской области, где установили подобные алкозамки на некоторые городские и школьные автобусы. В ведомстве отметили, что водители пытались сломать алкозамки. Некоторые все равно садились за руль в состоянии опьянения.