В 2011 году было продано 2,68 млн автомобилей. Из этого количества 70% занимает массовый сегмент, в котором, «АвтоВАЗ» уверенно сохраняет лидерство: объем продаж компании за прошлый год — 578 387 автомобилей.
Лидерство Lada всегда обеспечивали бюджетные модели, пользующиеся спросом у большинства населения. Фактически конкуренты продукции Тольяттинского автозавода – машины китайской и узбекской сборки, устаревшие технически и не слишком качественные. Теперь «АвтоВАЗ» нацелился на сегмент, в котором традиционно были сильны иностранные компании, – производство семейных автомобилей.
На этой неделе в Тольятти началось производство семиместного бюджетного универсала Lada Largus. Фактически это Dacia Logan MCV, только с другим шильдиком, — автомобиль просторный и недорогой, за эти деньги приемлемый по качеству. Цена «Ларгуса» колеблется в диапазоне от 350 тысяч рублей до 460 тысяч рублей, в то время как самый дешевый конкурент в классе минивэнов Chevrolet Orlando стоит 719 тысяч рублей, причем тоже российской сборки.
Этот автомобиль ждали давно. Как Lada R90, он манил посетителей автосалонов, приковывал завистливые взгляды российских водителей, когда появлялся на дорогах с украинскими или молдавскими номерами. Если Hyundai Solaris представляет собой мечту о недорогой компактной иномарке, то Largus – мечта об иномарке, куда можно вместить всю семью и не надо будет платить сумасшедший ежемесячный процент по кредиту.
Однако не надейтесь, что скоро «Ларгусы», под завязку забитые довольными семьями, будут бороздить российские дороги.
Очередь на семейный Volkswagen Polo Sedan сегодня составляет девять месяцев, столько же придется ждать Hyundai Solaris; кроссовер Ford Explorer, стоимость которого колеблется от 1,8 до 2 млн рублей, придет только через год после заказа. Самая большая очередь на бюджетный кроссовер Renault Duster – 2,5 года.
Все эти автомобили — дефицит, а дефицит в России и СССР всегда было принято «доставать», только сегодня в роли американских джинсов и японской аудиотехники выступают популярные кроссоверы, седаны и хетчбэки, а в роли фарцовщиков – автодилеры.
Автомобиль, стоящий в салоне, вызывает желание купить его немедленно, вместо того чтобы ждать несколько месяцев или лет, чтобы приобрести машину нужного цвета, нужной комплектации, с нужным набором опций. Но есть одно существенное «но»: такая машина всегда дороже, имеет кучу опций (защита картера, датчики света, дождя, автоматическая коробка, окраска «металлик», сигнализация), которые подчас никогда не будут использоваться потенциальным владельцем.
Что выбрать — машину по своему вкусу или по вкусу продавца? Извечная дилемма, когда нет денег, а с машиной уже успел сродниться, пока смотрел на нее на складе автосалона. Volkswagen и Hyundai предлагают исключительно дорогие комплектации, а дилеры Renault — только топовые версии с установленным допоборудованием, что увеличивает стоимость автомобиля в среднем на 90 тысяч рублей.
Самый дорогой Ford Explorer стоит 2,09 млн рублей, однако у дилеров его невозможно найти. Из-за низкой квоты на российский рынок и большого количества желающих приобрести эту машину дилер «накручивает» в среднем 250 тысяч рублей с автомобиля. Это чистая накрутка, без установки дополнительного оборудования.
Цена Lada Largus и объемы её производства (максимум 70 тысяч в год и 27 тысяч автомобилей до конца 2012 года) автоматически ставят ее в разряд дефицитного продукта. При таких темпах дилеры должны будут продавать всего 5 тысяч автомобилей в месяц, то есть на 1500 автомобилей меньше, чем Polo Sedan, и вдвое меньше Solaris.
В это количество входят не только семиместные универсалы, но и цельнометаллические фургоны, а это уже другой сегмент рынка. Вряд ли стоит сомневаться, что желающих купить такой автомобиль будет гораздо больше.
У «Ларгуса» слабые моторы (84-сильный от предыдущего Renault Logan и 102-сильный от современного), дешевые материалы отделки и дурная репутация марки Lada, но все это меркнет по сравнению с ценой.
Даже с учетом самой дорогой комплектации и всевозможного дополнительного оборудования, она все равно привлекательнее собираемых в России одноклассников. Вот она — выгода истинного дефицита. Как-то Джорджо Армани заявил, что очень любит российский рынок, потому что здесь можно поставить абсолютно любую цену и люди будут покупать. В случае в «Ларгусом» эти слова вспоминаются как нельзя кстати.
С другой стороны, слишком сильная накрутка отпугнет покупателей от автомобиля. Целевая аудитория Lada Largus – это люди, которые привыкли четко планировать бюджет и считать каждую копейку. Семиместный универсал – это не автомобиль для понтов, каким может быть Duster, а машина для постоянного рутинного использования. Покупатель «Ларгуса» готов будет подождать и год, и два, чтобы получить именно то, на что у него есть деньги. А до этого времени может послужить и старая «четверка».