Компания PAL-V Europe NV раскрыла информацию о своей модели PAL-V, представляющей собой гибрид автомобиля и автожира. Об этом говорится на официальном сайте производителя.
В разработке PAL-V участвовали специалисты Национальной аэрокосмической лаборатории Нидерландов и Университета Делфта. Ездовой прототип прошел полный цикл испытаний в 2009 году, а к 2012 году PAL-V научился летать. По словам разработчиков, PAL-V отвечает требованиям по безопасности всех крупнейших стран и как наземное, и как воздушное транспортное средство.
Двухместный летающий автомобиль получил кабину, построенную по тандемной схеме (когда места пилота и пассажира находятся друг за другом), и два винта, разгонный и несущий, что позволило ему обойтись без крыльев. По аналогичной схеме строятся и автожиры.
Кроме того, PAL-V может использоваться только как автомобиль. Его бензиновый двигатель мощностью 218 л. с. обеспечивает разгон до 100 км/ч на шоссе менее чем за 8 с, а сложенный вдоль кузова несущий винт не влияет на аэродинамику. Максимальная скорость автожира как на земле, так и в воздухе составляет 180 км/ч. Правда, в полете существенно возрастает расход топлива, а следовательно, падает запас хода. При собственной массе в 680 кг PAL-V может нести на себе до 230 кг груза. Дальность полета в зависимости от веса варьируется от 350 до 500 км, а расход топлива в воздухе — от 20 до 30 литров на 100 километров.
Расход на 100 км наземного пути — 8,3 литра, объем топливного бака — 100 литров. Это позволяет проехать на одной заправке 1200 км. В качестве топлива используется бензин, возможно также применение биодизеля или биоэтанола. Длина автомобиля в наземном режиме составила 4 м, ширина 1,6 м и высота 1,6 м.
Для взлета и посадки автожир может использовать как взлетно-посадочные полосы, так и обычные шоссейные дороги и даже поле.
При этом для взлета PAL-V достаточно отрезка дороги длиной не более 165 метров и скорости в 50 км/ч. Превращение автомобиля в самолет происходит в течение пяти минут. Автомобиль останавливается, и двигатель выключается. Из корпуса автомобиля вытягивается хвост со стабилизаторами. Затем раскладываются лопасти винта, которые в нерабочем состоянии сложены на крыше. При повторном запуске мотора он автоматически выталкивает разгонный винт. Оба винта приводятся в движение одновременно.
«Вы можете использовать наш автомобиль и как традиционный автомобиль, и как летательное средство, если вам вдруг потребуется перелететь через реку или гору, или пробку», — говорит генеральный директор компании PAL-V Роберт Динджеманс.
Для управления PAL-V не требуется никаких специальных прав, поскольку потолок автожира (максимальная высота) не превышает 1200 м, а значит, не регламентируется международными правилами полетов.
То есть для вылета не нужен аэропорт, где пилоты подают диспетчеру план полета. Производитель, однако, обязывает всех будущих пилотов пройти 30-часовой учебный курс по управлению самолетом.
В свою очередь, основной конкурент «голландца» американский автомобиль-самолет Terrafugia Transition требует для пилотирования воздушную лицензию, поскольку приравнен к легким самолетам. Это накладывает на пилота и запрет взлетать с шоссе, если в этом нет необходимости.
Свой первый полет прототип Transition совершил 5 марта 2009 года, и в следующие несколько недель были проведены 27 испытательных полетов.
В воздухе Transition развивает скорость около 185 км/ч и способен преодолеть около 740 км с расходом топлива до 19 л в час. Для передвижения по шоссе имеет привод на задние колеса. Он оснащен авиационным двигателем Rotax 912 мощностью 100 л. с. и имеет двухместную кабину. В походное положение крылья самолета приводятся с помощью электропривода примерно за 30 секунд, а его габариты в «сложенном» виде составляют около 6 м в длину, чуть более 2 м в высоту и столько же в ширину, чтобы он мог поместиться в стандартный гараж. В «летном» положении размах крыльев достигает 8 метров.
С 1 октября на автомобиль-самолет принимаются предварительные заказы, для которых необходимо внести депозит в $10 тысяч. Стоимость машины заявлена на уровне около $200 тысяч.
Продажи первых коммерческих PAL-V голландская компания намерена начать в 2014 году. Цена летающего автомобиля и сроки доставки его покупателям пока неизвестны.