С 1 апреля по 25 июня 2012 года на российских дорогах вводится временное ограничение движения фур с грузом или без груза, превышающих временно установленные предельно допустимые нагрузки на оси. Это на неделю меньше, чем в прошлом году, когда грузовикам запретили ездить с 25 марта. По весу ограничения действуют в течение всего года. Например, на федеральных дорогах общего пользования общая масса автомобиля не должна превышать 40 тонн. Весной эти нормативы ощутимо снижают в зависимости от участка дороги, вплоть до того, что в некоторых регионах не может проехать даже пустая фура. Как объясняют в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор), подобные меры вызваны тем, что в весенний период происходит переувлажнение дорожного покрытия, которому тяжелые фуры могут нанести дополнительный вред.
«Весенние ограничения вводятся в России ежегодно, — рассказал «Газете.Ru» начальник управления сохранности и эксплуатации федеральных автодорог Росавтодора Игорь Астахов. — Мы пытаемся защитить дорожную сеть от разрушения, потому что весной дороги работают в неблагоприятном режиме: обводненная территория, интенсивное таяние. Поэтому снижаются прочностные свойства дороги. Чтобы предостеречь разрушения верхнего слоя покрытия асфальтобетона, снижаем нагрузку.
Самый большой ущерб дороге наносится от проезда тяжеловесного транспорта, легковой автомобиль наносит минимальный ущерб».
В каждом регионе ограничение на движение фур будет вводиться на срок не более чем в 30 дней. Например, с 1 по 30 апреля ограничение будет введено в регионах центральной части России, в том числе в Московской области. В Сибири и на Дальнем Востоке временный запрет будет действовать с мая по июнь.
В 2012-м году впервые из этого перечня чиновники исключили Краснодарский край, так как там не бывает устойчивых отрицательных температур.
Временное ограничение не распространяется на международные перевозки грузов, на пассажирские перевозки автобусами, на перевозки продуктов питания, животных, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, удобрений, почты и почтовых грузов, на перевозку грузов, необходимых для предотвращения и (или) ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, а также на транспортные средства Минобороны.
В прошлом году ограничения вызвали широкий протест со стороны автомобильного сообщества дальнобойщиков и бизнеса, которые настаивали, что подобные ограничения на качестве дорогах не сказываются, а только приводят к крупным издержкам.
Представители Российского объединения автоперевозчиков утверждали, что будут вынуждены остановить бизнес и уволить сотрудников, а также подчеркивали, что уже платят за ремонт и строительство дорог в виде транспортного налога. При этом перевозчики заверяли, что, несмотря на запрет, транспортировка товаров продолжится.
На протяжении всех дорог установлены посты весового контроля, где чиновники Ространснадзора совместно с ГИБДД производят замер осевых нагрузок грузовиков. «Есть стационарные посты весового контроля на основных магистралях и передвижные контрольные пункты, которые тоже осуществляют весогабаритный контроль, — пояснил «Газете.Ru» официальный представитель Ространснадзора Сергей Романчев. — Если выявляются нарушения, то составляется протокол. В 2011 году выявляли нарушения у четырех финских перевозчиков, и там суммы штрафов достигали 500 тысяч рублей». Если тоннаж автомобиля превышает значения, то на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере от 400 до 600 тыс. рублей. Водителю фуры грозит административный штраф до 5 тыс. рублей. Кроме того, автовладелец должен будет заплатить ущерб, нанесенный дороге от проезда, который рассчитывается согласно методике 934-го постановления правительства. Так, например, в Кировской области за превышение объемов нагрузок водителям грузовиков придется выплатить компенсацию в размере от 5260 до 27 330 рублей за 100 километров.
Впрочем, перевозчики утверждают, что зачастую штрафы оседают в виде взяток в карманах надзорных органов, поэтому многие продолжают ездить, несмотря на ограничения.
«Мы просто увидим традиционный рост взяточничества на дорогах — вымогать с водителей будут бешеные деньги. В итоге бизнес будет нести колоссальные издержки либо за срывы поставок, либо за штрафы, а лучше дороги от этого не станут, — заявил «Газете.Ru» председатель центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко. — В любом случае за взятку можно провести все что угодно и куда угодно. И, пока не наведут порядок с мздоимством на дорогах, ничего не изменится».
В Ространаснадзоре признают, что проблема коррупции есть, однако ее объемы несущественны. «Есть комиссия по противодействию коррупции, которая регулярно выявляет и привлекает наших сотрудников, если действительно были доказаны такие факты (взяточничества. — «Газета.Ru»), — говорят в Ространснадзоре. — За 2011 год существенных проблем коррупционеров выявлено не было. Были моменты, но там несущественные нарушение и было административное взыскание и выговор. В больших масштабах этого нет, только единичные случаи, как и везде».
После весенних ограничений дальнобойщиков и владельцев фур ждут ограничения летние, которые в этом году будут действовать с 20 мая по 31 августа. Запретят им ездить при значениях дневной температуры воздуха свыше 32° C.