Федеральная антимонопольная служба обнаружила в действиях дистрибуторов и дилеров автомобилей марок Skoda, Hyundai, Kia, Ford, Land Rover и Jaguar, а также запасных частей к автомобилям Audi, Skoda и Volkswagen многочисленные нарушения антимонопольного законодательства.
В сообщении, размещенном на сайте ведомства в понедельник, сказано, что ФАС готова не возбуждать дела против компаний, если те добровольно устранят нарушения и если будут установлены отраслевые правила.
Нарушения антимонопольного закона были выявлены ведомством в результате проверок отношений между дистрибуторами и дилерами автомобилей. В частности, ФАС удалось выяснить, что многие дистрибуторы обязывают дилеров совмещать продажи автомобилей и сервисное обслуживание.
«Для того чтобы получить статус авторизованного сервисного центра с правом осуществлять гарантийное обслуживание, независимым игрокам рынка необходимо было инвестировать в строительство дилерского центра. Подобная практика негативно сказывается на качестве услуг, их стоимости и затрудняет выход на рынок независимых игроков», — говорится в сообщении ФАС.
Кроме того, по мнению ведомства, дистрибуторы искусственно ограничивают срок действия дилерских соглашений и, используя это, необоснованно расторгают, отказывают в заключения или продления дилерских соглашений, односторонне расторгают договоры поставки запасных частей авторизованным дилерам.
Кроме того, проверки показали, что некоторые дистрибуторы автомобилей и запчастей ввели искусственную дифференциацию своих контрагентов. Дилерам были предложены разные условия и сроки поставки. Дистрибутор мог досрочно прекратить отношения с дилером, если тот не производил инвестиции в дополнительное оборудование либо параметры помещения не соответствовали установленным.
В свою очередь, неавторизованные сервисные центры не получали от дистрибуторов оборудование для ремонта и диагностики, утверждает ФАС.
Чтобы сохранить статус авторизованных станций техобслуживания, сервисные центры не должны были заниматься ремонтом автомобилей конкурирующих марок, а количество поставщиков автокомпонентов было строго регламентировано. Также автокомпания вмешивалась в ценовую политику своих контрагентов, устанавливая розничные цены на оригинальные запчасти и аксессуары. Все это повышало стоимость ремонта автомобилей.
«ФАС готова не возбуждать дела, если в ближайшее время будут произведены разделение продажи и сервисного обслуживания автомобилей, введение процедуры аккредитации сервисных центров и обеспечен доступ на рынок для независимых автосервисов», — говорится в сообщении ведомства.
Эксперты из независимых автосервисов отмечают, что претензии ФАС непрофессиональны и носят популистский характер.
«Проблема, с которой борется ФАС, состоит в том, что если человек купил автомобиль у автокомпании и проходит сервисное обслуживание не у официального сервиса, то его снимают с гарантии, — рассказал «Газете.Ru» генеральный директор независимого автосервиса «Дилижанс» Александр Пахомов. — Не понимаю, почему претензии только к дистрибуторам указанных марок, потому что это повсеместно, по меньшей мере, в устах потребителей это общеизвестно. Пока автомобиль на гарантии, чтобы потребитель не мог предъявить претензии по низкому качеству автомобиля, автокомпания вправе требовать, чтобы этот автомобиль проходил обслуживание официально. При этом эти компании не отказывают независимым автосервисам в продаже оригинальных запчастей».
На момент публикации этого материала в ФАС воздержались от комментариев вне рамок официального пресс-релиза. Представители по связям со СМИ всех автокампаний, указанных в сообщении ФАС, в понедельник вечером либо были недоступны по мобильному телефону, либо отказались от комментариев.
Последнее время ФАС вместе с комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса активно обсуждают возможность доступа на рынок сервисного обслуживания для неофициальных сервисных центров. Стороны разрабатывают возможность такого расширения полномочий, однако пока переговоры ФАС и АЕБ не привели к конкретным результатам.