Градостроительный кодекс должен строиться вокруг транспортной сети, однако в России как такового транспортного планирования нет. В связи с этим Министерство транспорта подготовило концепцию Федерального закона «Об организации дорожного движения». Основная идея этого документа — разработать единые правовые основы деятельности в сфере организации дорожного движения, которые помогут синхронизировать работу чиновников на всех уровнях. В частности, предлагается ввести четкое разграничение компетенции и ответственности органов власти за каждую отдельную сферу дорожной деятельности.
Ключевая ответственность по вертикали выстроится по линии МВД, Минтранса, Минрегиона, а также в меньшей степени Минздрава и Минпромторга.
По горизонтали отвечать за тот или иной вопрос будут федеральная власть, субъекты федерации, муниципальные образования, вовлеченные в сферу организации дорожного движения. «Сегодня четкого разграничения нет, — комментирует «Газете.Ru» начальник отдела организации дорожного движения Департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимир Луговенко. — У нас вопрос организации дорожного движения спрятан в нескольких законах». Сейчас действующая правовая база не позволяет четко распределить обязанности и ответственность субъектов организации дорожного движения на всех уровнях. Таким образом, впервые предлагается четко прописать полномочия федеральных органов власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления. «Важно, чтобы каждый понимал, за что отвечает, и население должно знать, кто за какую сферу отвечает», — уточняют в Минтрансе.
По оценкам независимых экспертов, из-за несовершенства дорожной сети происходит каждое третье ДТП, а в год в России гибнет около 6000 человек. Отсутствие согласованности в действиях ведомств привело к серьезным пробкам в крупных городах.
А в крупных городах возникают транспортные коллапсы. В качестве примера приводится неудачная политика прежнего столичного правительства, когда в Москве шла хаотичная точечная застройка без должного согласования с федеральными и другими компетентными ведомствами. В итоге это привело к транспортному коллапсу в городе. Чтобы решать такие транспортные вопросы, Минтранс предлагает каждый раз формировать координационные советы из дорожных экспертов и чиновников, как это было сделано при Сергее Собянине. «Уже несколько ведомств совместно решают транспортные проблемы, — говорит Луговенко. — Такой же механизм координации будет предложен в законе. Скорее всего, каждый будет отвечать за свой кусок перед правительством и высшим руководством страны».
Помимо этого новый закон станет фундаментом для всех остальных документов в области дорожного движения, аккумулируя даже самые небольшие подпрограммы.
Так, новый ФЗ «Об организации дорожного движения» должен включить в себя закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», закон «О безопасности дорожного движения», Градостроительный кодекс, а также федеральные целевые программы «Автомобильные дороги», «Развитие транспортной системы России» и «Повышение безопасности дорожного движения».
Минтранс уже предлагает внести ряд изменений, направленных на борьбу с пробками. Так, в градостроительных нормативах, считают чиновники, нужно четко прописать количество парковочных мест у зданий различного функционального назначения, определить правовой статус всех территорий, используемых для организации городских парковочных пространств, ввести запрет на стоянки автомобилей, кроме специально отведенных для этого мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками и указателями.
Также чиновники предлагают увеличить штрафы за нарушения правил остановки или стоянки, ввести дифференцированную систему оплаты за стоянку в зависимости от времени суток, места расположения, длительности стоянки и установить правовые основания для создания специальной парковочной службы.
Документом предусмотрена необходимость разработать порядок введения временного перекрытия дорог в период их повышенной загрузки. Местные органы власти смогут установить платный въезд на некоторые дороги, однако только при наличии альтернативного маршрута. Сейчас организация платного проезда возможна только на трассах федерального значения. Также предлагается разрешить ограничение или запрет въезда некоторых категорий транспорта в определенное время в наиболее загруженные городские зоны. Может быть введена административная ответственность для автовладельцев, автомобили которых портят дороги.
«Все эти меры должны прорабатываться в комплексе, — уточняет чиновник Минтранса. — Если пробки, то убирать их не только введением платности проезда и парковки, но стимулировать автовладельцев пересесть на общественный пассажирский транспорт».
Законопроект также предлагает четко прописать, каким образом будут распределяться финансовые потоки на развитие транспортной инфраструктуры и организацию дорожного движения.
В Минтрансе считают, что предложенная реформа не будет сильно бюрократизирована. «Какой получится конструкция, говорить пока рано, — комментируют в Минтрансе. — Главное, новый закон должен быть взаимоувязанными между другими законами».
Дорожные эксперты согласны, что реформа в сфере дорожного хозяйства назрела давно. «Вопрос поставлен совершенно правильно: дорожное законодательство сегодня находится в безобразном состоянии. И в первую очередь я говорю о безопасности дорожного движения, — комментирует концепциею Минтранса председатель общественного совета при Федеральном дорожном агентстве Олег Скворцов. — Проектная документация на строительство дорог не учитывает не только оптимального расположения с точки зрения транспортных потоков, но и вообще не касается вопроса безопасности движения».
При этом, по словам эксперта, только установка разделительных барьеров снижает число аварий со смертельными исходами на 90%.
Вторая проблема устаревшего законодательства — невозможность разгрузить трафик в городах. Для этого нужно вносить правки в Градостроительный кодекс. «Градостроительный кодекс писали архитекторы. Они продумывали город с эстетической точки зрения, с точки зрения удобства квартир, подъездов, но никак не анализировали и не просчитывали транспортную составляющую», — объясняет Скворцов. При этом во всем мире давно уже планируется строительство городов с использованием функциональной классификации — когда дорожная сеть выстраивается готовыми связанными друг с другом блоками. Улицы и дороги не могут проектироваться хаотично».
Концепция разослана во все профильные ведомства и региональным властям. В течение недели они должны подготовить свои отзывы на документ Минтранса, после чего будет разработана окончательная версия проекта.