На сайте Генеральной прокуратуры появилась информация о том, что в 2011 году ими было выявлено свыше 77,6 тысяч нарушений закона об автомобильных дорогах. По итогам проверки установлено, что подавляющее большинство дорог регионального и местного значения не соответствует требованиям технических регламентов и государственных стандартов, а связанная с ними деятельность осуществляется с нарушением закона.
Ведомство внесло 11 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 5,8 тыс. человек.
В суды направлено 21,1 тыс. исковых заявлений с требованием обязать компетентные органы устранить нарушения и привести дороги в соответствие со стандартами безопасности.
«Анализ состояния законности и практики прокурорского надзора в сфере безопасности дорожного движения в 2011 г. показал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления зачастую не исполняют законодательство об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», — говорится в сообщении ведомства.
Также было установлено, что контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог отсутствует, мероприятия по их содержанию и ремонту не проводятся, меры по финансированию данных работ не принимаются.
Несмотря на изменения транспортной инфраструктуры, увеличение грузопотоков автомобильного транспорта, органы исполнительной власти и местного самоуправления не рассматривают вопросы финансирования реконструкции автомобильных дорог, направленной на улучшение их параметров и технических характеристик.
В ходе проверок прокуроры наткнулись на дороги, не имеющие собственников. «Как следствие, они не включались в реестр имущества соответствующих уровней, и на их содержание не выделялись бюджетные средства», — говорится в сообщении ведомства.
По словам гендиректора российской ассоциации территориальных органов управления автодорогами «РАДОР» Ивана Старыгина, бесхозные дороги остались еще с советских времен и их множество. «Во времена перехода от СССР эти дороги непонятно куда и во что потом реорганизовывались, — говорит эксперт «Газете.Ru». — Их просто не принимали на баланс в связи с тем, что это затратное мероприятие». При этом собеседник затруднился уточнить, сколько в России километров брошенных дорог. «Статистики такой нет», — заключил он.
Эксперты в дорожной сфере считают, что результаты прокурорских проверок слабо отражают действительность.
«В течение прошлого года я делал два независимых экспертных заключения по замечаниям аналогичных органов, — рассказал «Газете.Ru» президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов. — Резюме такое: полнейшая некомпетентность (проверяющих) и незнание вопроса. Обобщать я не хочу. Конечно, не может не быть нарушений, но вопрос в том, какие и каких масштабов. Для специалиста эти выявления выглядят незначительными. Например, у прокуратуры было замечание, что оплата работ не проводилась по смете. Но есть нормативно-правовые акты, согласно которым после проведения торгов уже сметы не бывает. Прокуроры же упорно требовали оплаты по смете. Сколько бумаг и времени было потрачено. Проверки зачастую носят абсурдный характер».
Лидер движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков не видит ничего странного в таком большом количестве выявленных нарушений. «На данный момент 37% дорог не соответствуют техническим нормативам. Главных причин две: недофинансирование и недостаточное применение новых технологий. Но прогнозы положительные. Сейчас дорожное строительство переходит на контракты жизненного цикла. И они постепенно увеличиваются», — говорит Лысаков.
По данным статистики, за последнее время ситуация с дорогами в России только ухудшается (ABARUS Market Research, май-2011). За последние пять лет общая протяженность дорог в России увеличилась на 125 тыс. км (т. е. на 14,6%). Но если в 2009 году порядка 40% автомобильных дорог федерального значения соответствовало нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, то по итогам 2011 г. доля таких дорог — всего 33%.