Почти месяц прошел с момента, как в России стали действовать новые правила технического осмотра автомобилей. По инициативе президента процедура пережила радикальную реформу. Изменения в основном коснулись передачи процедуры из ведения ГИБДД Российскому союзу автостраховщиков (РСА). За счет вывода гаишников из системы техосмотра планировалось решить коррупционную проблему, так как больше половины талонов техосмотра продавались за взятки.
С 1 января осмотр автомобиля проводят операторы техосмотра — автосервисы, дилеры и техцентры. Гаишники остались всего на 56 пунктах, однако и оттуда они уйдут через два года. Кроме того техосмотр привязали к ОСАГО: без талона ТО, срок действия которого оканчивается не раньше чем через полгода, нельзя получить полис автогражданки.
Первые же дни работы нового техосмотра ознаменовались грандиозным скандалом. Крупнейший игрок на рынке, компания «Росгосстрах», нашла лазейку в законе.
В итоге в борьбе за клиентов талоны автовладельцам стали продавать без фактического осмотра автомобиля. Водители получали бумагу о визуальном осмотре машины, а к ней талон техосмотра и полис ОСАГО, а также направление на инструментальный контроль. Однако зачастую по адресу техцентра было закрытое помещение. «Говорили, что гаишники продажные, а оказалась, что наш брат тоже не безупречен», — сетовали на ситуацию другие участники рынка.
В итоге скандал расколол рынок автостраховщиков, так как некоторые участники выразили недовольство недобросовестной конкуренцией. Ряд игроков инициировали отставку главы РСА Павла Бунина. И хотя президиум РСА его отставку отклонил, досрочные выборы нового главы союза назначены на март. Некоторые страховщики и вовсе предложили на этой неделе ввести мораторий на ТО, указывая на сильную недоработку системы.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) направила в «Росгосстрах» предписание устранить нарушения и провести внутреннюю проверку.
Кроме того, служба организовала проверку еще 14 крупнейших игроков на страховом рынке. Однако вряд ли последуют серьезные санкции для страховщиков, которые, по сути, дискредитировали реформу.
Чиновники уже признали несовершенство видоизмененного техосмотра и спешат реформировать только что вступившие в силу правила. В частности, как сообщает газета «Коммерсантъ», Минфин предложил отменить привязку талона техосмотра к полису ОСАГО, полностью переложив ответственность за прохождение на автовладельцев. Таким образом талон ТО понадобиться только в случае ДТП. Однако если водитель попадет в аварию и у него не окажется действующего талона техосомтра, то страховщик сможет предъявить ему регрессное требование и взыскать сумму страховой выплаты.
Это дает страховщикам возможность широкого маневра при взыскании выплат с водителей, так как всего полпроцента аварий происходит из-за неисправности машины.
Подобная реформа может и вовсе свести на нет старания властей обязать водителей проходить техосмотр, так как талон на дорогах гаишники теперь не проверяют, а страховку можно будет получить без ТО. И вряд ли страх перед возможной аварией, а не регулярные проверки на дорогах заставят водителя проходить инструментальный контроль.
На фоне разборок между страховщиками и попытками выстроить процедуру техосмотра в наиболее оптимальном ключе все больше нивелируется основная функция инструментального контроля в обеспечении безопасности на дорогах, под лозунгом которой и затевалась реформа.