Аналитическое агентство «Автостат» провело исследование, целью которого было выяснить, как изменились доходы населения и стоимость автомобилей в России за последние 10 лет. Аналитики пришли к выводу, что по сравнению с 2001 годом машина для россиян стала доступнее в 3,5 раза.
Исследование «Автостата» основано на оперативных данных Федеральной службы статистики и не включало собственную статистику по конкретным регионам. Авторы доклада посчитали, что в 2001 году, при средней стоимости отечественного автомобиля в 124 000 рублей ($4250) и среднероссийской зарплате в 3240 рублей ($111), для того чтобы приобрести автомобиль, требовались 38 ежемесячных окладов (3 года) — при условии, что деньги полностью откладывались для покупки автомобиля.
Средняя стоимость иномарки 10 лет назад равнялась 570 000 рублей ($19 500), и для того, чтобы ее купить, требовались 176 среднероссийских зарплат, или 14 лет.
В 2011 году, по данным агентства «Автостат», средний уровень ежемесячного дохода в России составил 22 000 рублей, а стоимость автомобиля выросла до 295 000 рублей для продукции отечественного бренда и до 913 000 рублей для иномарок. Таким образом, срок покупки российской машины сократился с трех лет до одного года, а иномарки – с 14 до 3,5 лет.
«Приведенные цифры являются усредненными, поскольку, во-первых, в нашей стране очень мало людей живут «на одну официальную зарплату», а во-вторых, дифференциация в доходах у нашего населения очень и очень высока», — комментирует результаты исследования директор «Автостат» Сергей Целиков.
По данным консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers, в прошлом году россияне потратили на новые автомобили $58,9 млрд, увеличив емкость российского рынка на 70% по сравнению с 2010 годом. Этому способствовало повышение уровня жизни, а также наличие выгодных кредитных программ, в частности льготного субсидирования. Такие программы, где часть кредитных обязательств брало на себя государство, занимали 30% от всего рынка кредитования. Как отмечают в Минпромторге, банки выдали в 2011 году 263 тысячи льготных автокредитов, что в 1,6 раза больше, чем по итогам 2010 года.
При этом самым популярным автомобилем оказалась Lada Kalina: за год было продано 142 930 авто (рост на 31%). Lada Priora спустилась на вторую строчку авторейтинга с 138 697 автомобилями. Среди иномарок пальму первенства взял Hyundai Solaris, за 10 месяцев своего присутствия на рынке потеснивший Renault Logan.
При этом, по прогнозам аналитика PwC Стенли Рута, в 2012 году российский рынок ожидает стагнация.
Из-за завершения программ утилизации и льготного кредитования купить автомобиль станет сложнее, что неизменно должно повлиять на решение определенной группы потребителей. «Окончание программы утилизации и исчерпание эффекта «низкой базы» ведут к ожидаемому замедлению роста авторынка. При доминировании негативных факторов объемы продаж могут снизиться и до 2,3 млн машин (-8%)», — считает Рут.
Прогноз Ассоциации европейского бизнеса более оптимистичный: в 2012 году на рынке будет продано 2,8 млн автомобилей, что выведет его на докризисный уровень 2008 года.