Жителю Читы удалось отсудить у городской мэрии 70 тысяч рублей за ДТП, которое случилось на скользкой дороге. Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда постановила взыскать эти средства с Комитета по финансам администрации городского округа.
Вину дорожников автомобилисту пришлось доказывать практически год: в аварию он попал в марте 2011-го. В исковом заявлении водитель пояснил, что гололед и ледяной накат стали причиной наезда на другой автомобиль, стоявший на обочине. Истец просил взыскать в свою пользу более 145 тысяч рублей за разбитую машину. Суд первой инстанции его иск удовлетворил частично, определив размер компенсации в 133 тысячи рублей. Однако судебная коллегия Забайкальского краевого суда приняла в этой части новое решение и снизила сумму компенсации до 70 тысяч рублей, добавив, что сам потерпевший был неосторожен и не учел сложные метеорологические условия.
Установить вину водителя и наказать его гораздо проще.
Именно невнимательность автомобилиста зачастую становится поводом обвинить его в ДТП при любом состоянии дороги. Согласно пункту ПДД 10.1. водитель должен соизмерять скорость движения с интенсивностью движения на дороге, состоянием полотна, метеоусловиями и видимостью. На этот пункт регулярно ссылаются коммунальщики и дорожники, а с ними соглашается суд. Так, если авария с человеческими жертвами произойдет на скользкой дороге, то водителю грозит тюремное заключение. Уголовного наказания за ненадлежащее содержание дорог, пусть даже оно и привело к гибели людей, не предусмотрено.
Дорожникам и чиновникам грозит только статья КоАП «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений» с максимальным наказанием в виде штрафа для должностных лиц 2000–3000 рублей, а для юридических – 20–30 тысяч рублей. Прокуратуры субъектов регулярно штрафуют по этой статье как дорожников, так и чиновников. Однако число автокатастроф не сокращается, состояние дорог остается прежним, а гололед и необработанная дорога называются лишь сопутствующими факторами, приведшими к аварии.
Поэтому решение суда в пользу читинского водителя – редкое исключение из юридической практики любого адвоката, когда автомобилисту удается получить хоть какую-то компенсацию за разбитый на гололеде автомобиль. Во-первых, водители крайне редко решаются ввязываться в судебные тяжбы с чиновниками и дорожниками: это время, нервы и деньги. Во-вторых, крайне сложно доказать причинно-следственную связь между ДТП и неудовлетворительным состоянием дороги.
ГОСТ Р 50597-93 четко прописывает сроки ликвидации зимней скользкости и снегоочистки для автомобильных дорог. На трассах в зависимости от интенсивности движения наледь должна быть убрана в течение четырех-шести часов с момента ее обнаружения.
Только в столичном регионе за последние месяцы произошло два резонансных массовых ДТП. В конце октября прошлого года на Боровском шоссе разбились 8 автомобилей. В ГАИ заявили, что аварию спровоцировало полимерное вещество, которым накануне коммунальщики обработали дорогу. В ЖКХ, в свою очередь, обвинили водителей, которые, по их мнению, превысили скоростной режим. Неделю назад на Живописном мосту в столице столкнулись сразу 15 автомобилей. Происшествие случилось из-за образовавшегося на дорожном покрытии ледяного наката, посчитали в полиции. И опять коммунальщики настаивали, что дорога была в норме. Решились ли водители обратиться с исками в суд, пока неизвестно.
На содержание дорог в надлежащем виде из региональных бюджетов ежегодно выделяются огромные средства. Согласно действующим правилам, государственные контракты на выполнение работ по содержанию объектов дорожного хозяйства заключаются сроком на год. Например, стоимость такого контракта на 2012 год в Дмитровском районе Москвы составляет более 116 млн рублей, на те же цели в Головинском районе власти готовы потратить 153,9 млн рублей, в Западном Дегунино – 114,6 млн рублей, в Ховрино – 110,9 млн рублей, следует из информации с официального сайта госзакупок. В Санкт-Петербурге в прошлом году, когда жители города жаловались на некачественную уборку дорог, на эти цели чиновники выделили 2,5 млрд рублей.
За первые шесть месяцев 2011 года из-за неудовлетворительного состояния дорог, в том числе наледи и неубранного снега, в России случилось 18 749 ДТП с пострадавшими, в которых 2652 человека погибли и еще 23 853 остались калеками.
Это четверть от всех автокатастроф, которые происходят в стране. И именно здесь нужно самое пристальное внимание со стороны властей — установить дополнительный контроль и провести реформу системы обслуживания дорог, особенно в российских климатических условиях. Однако под лозунгом безопасности движения проводится масштабная реформа системы техосмотра, в то время как на аварии из-за неисправности автомобиля приходится всего полпроцента от всех ДТП (за 6 месяцев 2011 года 399 аварий).